Правительство намерено развить рыбный рынок с помощью новой частно-государственной компании. Участники рынка сомневаются в эффективности проекта.
В российской рыбной отрасли появился новый крупный игрок — транспортно-логистическая компания «Рыбтранссервис». Концепцию ее развития представили отраслевикам в конце февраля во Владивостоке. В первую очередь компания планирует хранить и транспортировать водные биоресурсы, а в дальнейшем займется и их реализацией. В Росрыболовстве, Федеральном агентстве по рыболовству, регулирующем рыбную отрасль, надеются, что с помощью «Рыбтранссервиса» на внутреннем рынке увеличится количество отечественной рыбопродукции и она станет дешевле.
В состав учредителей новой компании входят два частных инвестора — промысловая компания «Краб ДВ» (74%) и транспортная компания «Экспо-сервис» (26%). Свою деятельность они начнут с перевозки рыбопродукции. Вероятнее всего, в дальнейшем ряд учредителей может быть расширен за счет компаний, которые будут заниматься непосредственно хранением и реализацией водных биоресурсов. Помимо этого свою заинтересованность в партнерстве выразила дочерняя компания РЖД «Рефсервис», в парке которой порядка 6,5 тыс. вагонов-рефрижераторов. На сегодняшний день «Рефсервис» — основной в стране перевозчик рыбопродукции по железной дороге.
Вся рыба в одних руках
«Новая компания будет если не монополистом, то весьма серьезным игроком на рынке», — считает Александр Савельев, руководитель центра общественных связей Росрыболовства. По его словам, создание «Рыбтранссервиса» — часть программы, которая еще в прошлом году была разработана ФГУП «Нацрыбресурсы».
Сначала правительство хотело создать рыбную госмонополию, но потом отказалось от этой идеи, признав ее неэффективной. В результате появилось частно-государственное партнерство с вертикально интегрированной структурой, которая постарается контролировать деятельность всей отрасли. «Нигде в мире нет крупных жизнеспособных вертикально интегрированных холдингов, — говорит вице-президент холдинга “Морская Политика” (торговая марка “Камча”) Олег Васютинский. — Получается, рыбакам гарантируют, что все, что они добудут, продадут на сто процентов, — это уже не рыночные взаимоотношения. К тому же не ясна ценовая политика новой компании. Для того чтобы рынок действительно развивался, нужна здоровая конкуренция, спрос должен регулировать цены».
На этапе строительства рыбной инфраструктуры, куда «Рыбтранссервис» собирается вложить около 250 млн долларов, планируется возвести сеть из 19 холодильных терминалов в 15 городах страны. В первую очередь хладокомбинаты на 45 тыс. тонн хранения свежемороженой и охлажденной рыбы построят в приморских районах, близких к вылову. Вторая очередь — за складами на 95 тыс. тонн хранения в крупных городах страны, где сосредоточены основные рынки сбыта. Следующее направление — реализация рыбы и морепродуктов. В планах компании убрать оптовиков из цепочки посредников и реализовывать рыбу напрямую из собственных холодильных терминалов в розницу. Предполагается, что таким образом российская рыба в магазинах подешевеет и будет более конкурентоспособна по сравнению с импортной. Продвижению рыбы и рыбопродукции поспособствует социальная реклама, которую уже запустило Росрыболовство.
По мнению руководителя инвестиционно-аналитической группы Рыбного союза и ГК «Хладопродукт» Тимура Митупова, для осуществления намеченных планов компании необходимы экономические и налоговые преференции. Строительство терминалов подразумевает проектное финансирование. Сегодня процентные ставки по кредитам и затраты на строительство высокие, а чтобы окупить один терминал, в среднем потребуется не менее трех–пяти лет. Кроме того, компания может испытывать сложности из-за неритмичности поставок, обусловленной сезонностью вылова, и конкуренции с уже существующими складами. Дальневосточные рыбаки отмечают, что за последние три года в Иркутске, Улан-Удэ, Красноярке и Новосибирске построены десятки холодильных мощностей и сегодня в них почти нет недостатка «на плече от Хабаровска до Казани». А некоторые склады даже пустуют.
По мнению рыбаков, сегодня наиболее острая проблема в отрасли не доставка, хранение или продажа рыбопродукции, которую призвана решить новая компания «Рыбтранссервис», а именно сектор добычи и первичной переработки. Прежде всего именно в рыбном производстве самый большой в экономике износ мощностей, флота. При этом в 2009 году отрасль оказалась одной из немногих, показавших валовой рост: по данным Росстата, на территории РФ было выловлено на 11,7% больше водных биоресурсов, чем в 2008−м. Но рыбаки опасаются, что по итогам текущего года увеличения вылова может не произойти. Дело в том, что с 22 января Экспортный союз в Европе полностью перекрыл прямой и косвенный импорт российской рыбопродукции, потому что, по словам рыбаков, Росрыболовство не успело зарегистрировать экспортные сертификаты в странах ЕС. «Ни одна российская рыбопромысловая компания не может продать свою продукцию в Европу. А это значит, что у нас не будет средств во второй половине года для того, чтобы подготовиться к новым путинам», — говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. В текущем году может произойти затоваривание отечественного рынка, что будет на руку новообразованной компании. Уже весной многие потребители ощутят снижение цен на рыбопродукцию, но подобное сравнимо лишь с увеличением продажи мяса за счет того, что режут племенной скот. А в 2011 году, если к тому времени разрешится ситуация с экспортом, все предприятия, чтобы компенсировать свои расходы, сосредоточатся на экспортном направлении — это приведет к коллапсу на внутреннем рынке, потребители окажутся без отечественной рыбы. Тогда новой компании придется решать
уже другие задачи.