Росрыболовство предлагает отменить возврат налога на добавленную стоимость для экспортеров необработанной рыбы. Благодаря этой мере можно сэкономить 9 млрд руб. в год. И эти деньги можно направить на развитие отрасли. Есть и другие идеи, продвигаемые и поддерживаемые Росрыболовством. Они касаются и создания в регионах сети оптово-логистических платформ, и развития марикультуры на Дальнем Востоке.
— После трагедии, произошедшей на Дальнем Востоке, у каждого ведомства появилась своя программа действий по восстановлению экономики в этом регионе. Какие планы есть у Росрыболовства?
То, что случилось на Дальнем Востоке, затронуло и Росрыболовство. Правда, нам удалось спасти от подтопления ремонтно-маточное стадо осетровых рыб с Владимирского завода. Под воду в Магадане ушел рыбоохранный пункт. К счастью, никто не пострадал, и мы вовремя вывезли оттуда всю технику и оборудование.
Если говорить о будущем, мы видим большие возможности нашего участия в восстановлении экономики Дальнего Востока. В первую очередь за счет развития марикультуры, то есть выращивания полезных водорослей, моллюсков, рыб и других организмов в холодной воде. Дело в том, что при разведении рыбы большую роль играет температура. В России, например, в Мурманской области или в Карелии, в отличие от Норвегии, нет Гольфстрима. И если воду греть, то экономика затрещит по швам, и рыба будет чрезвычайно дорогой. Поэтому большинство видов рыб мы можем выращивать на юге страны, семгу и форель — на северо-западе, а на Дальнем Востоке — абалон, трепанг, гребешок. Конечно, эти морепродукты никогда не будут производиться в миллионах тонн, зато их производство даст тысячи рабочих мест и миллионы долларов экспортной выручки.
— Эти продукты так популярны за рубежом?
Конечно! Китайцы и японцы, кстати, долгожители, в больших количествах потребляют морскую капусту, водоросли. В России же сейчас остался единственный водорослевый комбинат в Архангельской области, и тот на грани полной остановки. А между тем из водорослей производят агар-агар, без которого нельзя получить ни зефира, ни пастилы, ни любимого многими торта "Птичье молоко". В Китае большим спросом пользуется трепанг. Это сильнейший иммуностимулятор, который в 40 раз мощнее женьшеня, но, в отличие от последнего, не вызывает привыкания.
Рядом с фермой по выращиванию трепанга могут появиться биофармацевтические заводы по производству целой линейки биологически активных добавок. Кстати, китайцы называют Владивосток "городом трепанга". Гидробиологические условия в Приморье таковы, что китайцы готовы подписать с нами контракт на поставки этой культуры на сто лет. Хабаровский край, Еврейская автономная область и Приморье с Сахалином и Южными Курилами могут стать районами инвестиционного бума, детонаторами развития марикульутры в стране. Задумайтесь, коллеги посчитали — только это направление позволит создать более миллиона рабочих мест в приморских краях.
— Что нужно для того, чтобы сделать то, о чем вы говорите?
Главное сделано — принят многострадальный закон об аквакультуре, который, правда, рожали 14 лет. И, как всякий переношенный ребенок, он страдает рядом недостатков и родовых травм. Но тем не менее база есть. Есть описание прав собственности на объекты. До принятия закона те, кто занимался марикультурой, находились в положении "приморских партизан". Например, выращиваете вы гребешки, приходит какой-нибудь контролер или надзиратель и говорит: как докажешь, что это твой гребешок, а не природный? Внешне они не отличаются, потому как выращиваются в море, а не на заводах. Но сейчас появилось понятие "участки для товарного рыбоводства". И правительство готовит целый ряд постановлений в развитие этого закона, которые должны быть приняты до конца года. В перспективе нужны преференции для тех, кто будет заниматься товарным выращиванием марикультуры и аквакультуры. В Норвегии на это выделяют 2,5 млрд крон в год. В Китае с производителей вообще не берут никаких налогов. Там считают, что налоги надо брать с промышленников. А те, кто производит еду для населения, налоги платить не должны. Понимая нынешние проблемы с бюджетом, мы готовы найти возможности для преференций внутри самой отрасли. Например, Росрыболовство выступило с предложением не возвращать экспортерам налог на добавленную стоимость за продажу необработанной рыбы. Возврат НДС имеет смысл при экспорте в отношении уже произведенных продуктов. Но когда речь идет о том, что рыбак вышел в море, в российской экономической зоне поймал рыбу, которая является федеральной собственностью, заморозил ее, отвез ее за границу, то почему ему надо возвращать налог? Доходит до абсурда у тех же лесников. Например, леспромхозы Амурской области, которые принадлежат китайским бизнесменам, платят от деятельности лесопилки налогов в бюджет на 60 млн руб., а возвращают НДС на 80 млн. То есть сырье китайские коллеги вывозят за границу, и мы им за это доплачиваем. Это не по-хозяйски, так нельзя! Мы посчитали, что если отменить возврат НДС для продукции с низкой добавленной стоимостью, то можно сэкономить в год 9 млрд рублей. Но эти деньги не должны раствориться, их надо "окрасить" так, чтобы отрасль получила их назад.
— Наверняка отрасль теряет деньги и из-за снижения ввозных пошлин на рыбу.
Да. С 1 сентября снизились ввозные пошлины на рыбу согласно обязательствам, которые мы приняли, вступая в ВТО. Потери от этого нами оцениваются в 4,5 млрд руб. в год. Но это только начало, потому что по основным видам нашей продукции пошлины вообще обнулятся в течение трех лет. Так как в России экспортом рыбной продукции занимаются в основном рыбодобывающие компании, а не некие трейдеры, как, например, в случае с "Уралкалием", то 9 млрд руб., о которых я сказал выше, могут дополнительно получить российские переработчики рыбы. И это возможность абсолютно легально получить дополнительные субсидии, не вступая в противоречия с правилами ВТО.
— Слышали о том, что в ряде регионов планируется создание неких рыбных городов. Раскройте подробности этого проекта.
Да, есть проект по созданию оптово-логистических платформ, ориентированных на крупные мегаполисы по торговле и переработке скоропортящихся продуктов питания. 25% в них будут занимать морепродукты. Например, в регионе огораживается определенное количество гектаров — 200, 300, 500 — в зависимости от территории. Там строятся рыбоперерабатывающие предприятия, склады и рядом с ними торговые объекты. Тут же располагаются санитарно-ветеринарная служба, магазины, торгующие сопутствующими товарами — от удочки до грузового автомобиля. И там же можно построить кафе и рестораны, где можно отведать блюда из рыбы. Росрыболовство уже подписало соглашение с государственной испанской компанией "Меркаса", которая имеет самый большой опыт по созданию таких оптово-логистических платформ и участвовала в создании 15 таких центров в других странах.
— И что испанцы думают о ведении бизнеса в России?
Они приехали, посмотрели и сказали, что для Москвы нужны три такие платформы. Уже подписано соглашение с администрацией Санкт-Петербурга. В этом регионе под создание оптово-логистического центра можно выделить около 400 га. Что для этого нужно в других регионах? Необходимо, чтобы рядом были железная дорога и аэропорт, федеральная трасса. И надо, чтобы этот объект располагался не далее 50 км от города. Вообще срок окупаемости таких платформ около 10-12 лет. Мы посчитали, что в России они могут окупиться за 7 лет. Инвестиции в объект в среднем составляют 2-2,5 млрд евро. При этом в этих центрах может перерабатываться, храниться, продаваться и другая продукция — мясо, молоко, овощи, фрукты, цветы. К реализации таких проектов готовы в Дагестане, Татарстане, на юге России. И в Волгограде, и в Ростове губернаторы заинтересовались. Сейчас прорабатываются вопросы по возможности строительства коммуникаций к таким платформам за счет региональных бюджетов. Понятно, что этот проект интересен в первую очередь прослеживаемостью продукции. Все прозрачно, цепочка от производителя к потребителю максимально короткая. Поэтому и цены на рыбную продукцию в таких центрах должны быть ниже на 20-25%.
— А как это воспримет сетевая торговля? Конкуренции не боитесь?
Я думаю, что нужен федеральный закон по этой системе, если она будет создаваться на федеральном уровне. Кстати, рабочее название системы — "Роспродсеть". Если будет закон, она будет работать. Потому что это выгодно и для потребителей, и для бизнеса. Причем это было бы большим подспорьем именно для малого и среднего бизнеса. Кстати, в Испании, когда принимали подобный закон, четко прописали, что цены на продукцию должны быть одинаковыми и для крупных магазинов, и для владельцев небольших лавок. А дальше уже их задача, какими другими способами привлечь покупателя и конкурировать друг с другом. Не так, как у нас, когда ретейлер начинает душить производителя, требуя за большой объем товара скидку на 10%. В Испании все в равных стартовых условиях. За счет этого там в свое время спасли малый бизнес. И еще один интересный пример. В той же Испании действовало правило, по которому гипермаркеты восемь воскресений в год должны не работать, предоставив возможность малому бизнесу. И губернатор провинции имел право от себя добавить еще два воскресенья. И люди шли в маленькие лавочки. Не надо для этого направлять многомиллионные средства из бюджета. Вот она — помощь малому и среднему бизнесу.
— Года два назад вы вместе с первым вице-премьером Виктором Зубковым и руководителем Роспотребнадзора Геннадием Онищенко ходили по магазинам и возмущались толстому слою льда на рыбе. Потом был принят СанПиН, запрещающий долю глазури в массе нетто рыбы больше 5%, а в креветках — больше 6%. Но незаметно, чтобы что-то сильно изменилось с тех пор.
Дело в том, что у глазури на рыбе такое количество лоббистов, что работа Онищенко в этом направлении напоминает бег в киселе. Доказывают, что он был неправ, что мы — его добровольные помощники — погорячились. Кстати, рыбу льдом накачивают не наши предприниматели, а китайские. Мы ради интереса пробовали наморозить такое количество льда на рыбу. Не получается. У них есть еще и технологии внутритканевого накачивания мяса рыбы водой. В результате потребитель покупает 400-500 г рыбы по цене килограмма. Но у китайцев тоже есть объяснение. Они говорят: приходят ваши трейдеры и требуют минтай по 20 руб. При том что китайцы покупают его у наших рыбаков за 30 руб. Но нельзя говорить, что ничего не изменилось. В больших магазинах СанПиН соблюдается, в маленьких — нет. Это вопрос, которым надо заниматься постоянно, не бросать его. Пройдет 3-5 лет, бизнес привыкнет, что за это "бьют", и ситуация в корне изменится. Каждый покупатель должен за этим следить внимательно и отстаивать свои права.