На днях стало известно, что компания «Русский Стандарт» 18–23 мая проводит road-show CLN (credit linked notes) на 100 млн долл., срок обращения которых составит 2–3 года. Организатором выпуска выступает Dresdner Kleiner Wasserstein, соорганизатором – банк «Русский Стандарт». По некоторым сведениям, road-show пройдет в Гонконге, Сингапуре, Швейцарии и Лондоне. Аналитики предполагают, что кроме финансирования текущих проектов компания может направить вырученные средства на продвижение своей продукции в Америке, а также на приобретение действующих игроков рынка.
ЗАО «Компания «Русский Стандарт», контролируемое крупным банкиром Рустамом Тарико, является одним из крупнейших российских производителей и дистрибьюторов алкогольных напитков. Эксклюзивный российский дистрибьютор алкоголя под марками Smirnoff, Johnnie Walker и проч. с 1999 г. выпускает водку «Русский Стандарт». В 2005 г. оборот алкогольного бизнеса группы составил 186 млн долл., из них 91 млн долл. пришелся на продажи собственных марок, а остальные – на дистрибуцию международных брендов. По данным маркетингового агентства «Бизнес Аналитика», за 10 месяцев 2005 г. на «Русский Стандарт» (Original+Platinum) приходилось 1,4% рынка водки крупных городов в денежном выражении.
В компании «Русский Стандарт» и в одноименном банке RBC daily подтвердили, что действительно планируется разместить CLN на 100 млн долл., однако не стали называть целей, на которые предполагается направить вырученные средства. Тем не менее источник из «Русского Стандарта» сообщил, что часть средств будет направлена на реализацию текущих проектов. Очевидно, речь идет о строящемся в Санкт-Петербурге заводе компании, стоимость которого, по собственным оценкам «Русского Стандарта», составляет 60 млн долл. (в настоящее время компания производит водку на мощностях петербургской компании «Ливиз»). Решение о строительстве собственного предприятия было принято в связи с ежегодным ростом продаж компании. Производственная мощность нового завода, а его строительство уже подходит к завершению, составит 3,6 млн дал водки в год. Кроме того, «Русский Стандарт» планирует строительство спиртзавода и складского комплекса стоимостью 18 млн долларов. Ожидается, что общий объем капитальных вложений компании в 2006 г. достигнет 55,5 млн долл.
Аналитики предполагают, что поскольку «Русский Стандарт» уже проводит road-show, то само размещение CLN следует ожидать в ближайшие две недели. Сумма в 100 млн долл., по их мнению, вполне адекватна масштабам бизнеса компании. «Кроме того, компания владеет контрольным пакетом акций банка, являющегося одним из лидеров на рынке потребительского кредитования, который к тому же представляется довольно привлекательным для поглощения западными финансовыми структурами (BNP Paribas и т.д.)», – сказала RBC daily аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. По ее расчетам, «Русский Стандарт» сможет разместить свой заем под 9,8–10,8% годовых. То, что соорганизатором выпуска является подконтрольный банк «Русский Стандарт», по мнению аналитика РБК Валентина Крохина, может не понравиться инвесторам. «Когда в числе организаторов выступает родственная структура, это не очень хорошо», – считает г-н Крохин. Однако г-жа Бобровская ничего зазорного в этом не видит. «Это не окажет негативного влияния на итоги размещения, ведь основным организатором является банк с хорошей репутацией», – говорит она.
В компании «Синергия» считают, что помимо финансирования текущих проектов, «Русский Стандарт» должен направить серьезные средства на продвижение продукции на американском рынке. «Компания сейчас очень агрессивно смотрит на рынок США. Думаю, что эти 100 млн долл., если учесть американские рекламные бюджеты, они могут потратить только на продвижение своей водки», – заявил RBC daily руководитель отдела по связям с общественностью «Синергии» Андрей Малафеев. Кстати, подтверждением слов г-на Малафеева являются данные из отчета банка Dresdner Kleinwort Wasserstein, из которых следует, что на продвижение водочных брендов в США до 2010 г. «Русский Стандарт» планирует потратить более 95 млн долл. из общего маркетингового бюджета на этот период (212,2 млн долл.).
По данным одного из экспертов рынка, CLN могли понадобиться «Русскому Стандарту» для покупки какого-нибудь крупного российского водочного актива. Валентин Крохин же считает, что компании нет большого смысла покупать кого-то, после сдачи нового завода мощностей в России ей будет достаточно. При этом эксперт предлагает более интересную версию стратегических планов «Русского Стандарта». «История очень сильно напоминает Олега Тинькова, который сначала выпустил облигации, потом взял огромный долг, построил завод и продался», – вспоминает г-н Крохин. Он также отмечает, что бизнес Олега Тинькова и Рустама Тарико развивался по похожим схемам. Впрочем, кто из российских или западных компаний может заинтересоваться «Русским Стандартом», эксперт сказать затруднился.