Растущие убытки компании могут повредить ее репутации на рынке долговых обязательств.
На днях компания «Русский продукт» представила финансовые итоги деятельности за четвертый квартал 2005 года, которые показали чистый убыток в 36,1 млн руб. При этом в четвертом квартале 2004 г. компания получила 16,5 млн руб. чистой прибыли. В «Русском продукте» убытки объясняют затратами на перенос производства из Москвы в Калужскую область. Эксперты полагают, что подобные проекты оптимальнее реализовать на заемные средства, и отмечают, что рост убытков может повредить имиджу компании как участнику рынка ценных бумаг. Это тем более актуально, что в ближайшее время наступит дата оферты по облигациям «Русского продукта».
ОАО «Русский продукт», основанное в 1996 г., объединяет ряд предприятий пищевой промышленности: Московский пищевой комбинат, московский экспериментальный комбинат пищевых концентратов «Колосс», макаронную фабрику «Супермак» и Детчинский завод овощных концентратов. Компания производит кофе Ruscafe, чай «Бодрость», чипсы «Московский картофель», супы быстрого приготовления, моментальные каши «Скороешка», овсяные и ячменные хлопья «Геркулес». 70% акций «Русского продукта» принадлежит менеджменту, 30% находится у частных лиц. Капитализация «Русского продукта» на 30 сентября 2005 г. составила 1,847 млрд руб. Оборот компании в 2004 г. составил 133,149 млн долл. В 2005 г. компания прогнозировался рост выручки на 20% по сравнению с 2004 г., но пока в целом за 2005 год окончательные итоги не обнародованы.
В конце прошлой недели «Русский продукт» представил финансовые итоги деятельности за четвертый квартал 2005 года. Из них видно, что чистый убыток компании достиг 36,1 млн руб. – это на 33,3 млн руб. больше, чем чистый убыток за третий квартал того же года. Между тем в четвертом квартале годом ранее компания получила чистую прибыль в размере 16,5 млн руб. Аналитики отмечают, что компании данного сегмента рынка очень редко показывают столь существенный убыток. Как следует из материалов «Русского продукта», ухудшение финансовых показателей вызвано, прежде всего, возросшими затратами на реконструкцию и перенос производства. Очевидно, речь идет о промышленной базе «Русского продукта», которая в прошлом году была выведена компанией из Москвы в Калужскую область.
Участники рынка также не видят каких-либо значимых причин, которые могли бы отрицательно сказаться на показателях компании. «За прошлый год у компании не было каких-либо существенных провалов, как, впрочем, и серьезных достижений», – заявил RBC daily генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. А объяснение причин убытка переносом производства эксперты считают ошибочным. Независимый эксперт Наталья Одинцова отмечает, что капитальные затраты не должны приводить к чистому убытку в отчетности. «Обычно компании финансируют капитальные затраты, прибегая к рыночным заимствованиям», – пояснила она RBC daily. По ее словам, поскольку весь потребительский рынок сейчас активно растет, отрицательные показатели «Русского продукта» могут отвратить от компании инвесторов (сейчас в обращении находятся три ее непогашенных облигационных займа). В самом «Русском продукте» RBC daily получить комментарии не удалось.
Учитывая то, что «Русский продукт» является публичной компанией, аналитики полагают, что с такими показателями у него могут возникнуть проблемы с дальнейшим привлечением средств на долговом рынке. По их мнению, это может отразиться на котировках облигаций компании. «Я думаю, что инвесторы будут обращать внимание на то, что компания покажет в первом квартале 2006 года, и если в этот период «Русский продукт» вновь окажется в убытке, то это будет очень серьезным знаком для инвесторов», – считают эксперты. Отягчающим фактором здесь выступает и финансовая история «Русского продукта»: в 2002 г. убыток компании составил 156,7 млн руб., а в 2003 – 221,3 млн руб. И на этом фоне прибыльный 2004 год (53 млн руб.) выглядит эпизодом. Аналитик брокерского дома «Открытие» Александр Афонин отмечает, что убытки компании ведут к увеличению риска инвестирования в ее бумаги и, соответственно, к росту доходности облигаций. «Учитывая, что «Русский продукт» в мае должен будет исполнять оферту по облигациям 4-го выпуска, вероятность того, что инвесторы предъявят значительную часть выпуска к выкупу, увеличивается», – сказал г-н Афонин RBC daily. По его словам, чтобы требования инвесторов не нанесли ущерба компании, она будет вынуждена либо перезанимать деньги в банке, либо установить ставку купонов на следующие периоды на более высоком уровне.