Когда финансовый кризис в России только начинался, аналитики предсказывали самые тяжелые времена ритейлерам, автомобильной промышленности и строительным компаниям. На этот раз они не ошиблись — пострадали те, кто зависел от кредитов больше всех.

О том, как кризис отразился на секторе розничной торговли, председатель совета директоров сети гипермаркетов "Лента", одного из крупнейших продуктовых ритейлеров в России, Стивен Огден рассказал корреспонденту Би-би-си Екатерине Дробининой.

Би-би-си: Россия остается для вас привлекательным рынком?

Стивен Огден: Он очень привлекательный. Я думаю, нужно делать две вещи: очень быстро принимать решения — и не паниковать. Я встречал много людей, которые думают, что вот-вот наступит конец света, что Россия навсегда останется в кризисе… Я был в России в августе 1998-го. Я тогда моложе был и слушал людей, которые говорили: "завтра конец света!" А в итоге цены на акции вернулись к прежнему уровню.

Русские люди гораздо более стойкие. Они могут пережить кризис, возможно, даже лучше, чем британцы. Но необходимо понимать, почему вы здесь находитесь. Мы здесь находимся, потому что мы верим в будущее России. Это одна из самых больших стран в мире, здесь 140 миллионов потребителей. И через пять, 10, 15 лет они будут потреблять больше. Мы находимся в секторе, который будет расти с годами, и я надеюсь, что в следующие 10 лет мы утроим наш бизнес.

Би-би-си: Вы сказали, что у России есть потенциал преодолеть кризис. Что это за потенциал?

Стивен Огден: Я думаю, частично это — от стойкого русского характера. Русские не раз переживали непростые времена: в советское время, в августе 1998-го, а может, у них есть и личный опыт. А люди в Великобритании, в Америке накопили подкожный жир, они не так приспособлены к трудностям.

Поэтому я думаю, у России есть шанс пережить кризис легче. Кроме того, в Британии огромное количество людей с громадными долгами. Они набрали кредитов, чтобы купить дом, машину — и будут выплачивать их годами. В России люди столько долгов не имеют. Тут гораздо сложнее получить кредиты на покупку машины или квартиры. Есть люди с кредитами, но их меньшинство.

Би-би-си: Я помню, что в августе 98-го года в супермаркете рядом с моим домом на полках остался только дорогой алкоголь. Люди скупали все подряд, как будто вот-вот начнется Третья мировая война…

Стивен Огден: Тогда я был финансовым директором пивоваренной компании "Бочкарев". И в 1998-м мы построили фабрику — первое пиво мы продали в марте 1999-го. На рынке пива во время кризиса произошли поразительные перемены. До кризиса много пива ввозилось из других стран: из Германии, из Великобритании — оно составляло 10% рынка. И тут случился кризис: доллар вырос с 6 рублей до 24 всего за несколько недель. Продолжать покупать пиво за границей стало невыгодно. Поэтому мы оказались в очень хорошем положении. Мы строили пивоваренную компанию в России, мы создавали новую марку здесь, в России. Мы ничего не импортировали, не платили таможенных пошлин. Конечно, у нас не было всего сырья, но, в любом случае, мы смогли на многом сэкономить.

Так что я хотел бы посоветовать бизнесменам: используйте этот кризис как возможность развиваться. Я не хочу злорадствовать: я очень сочувствую тем, кто потерял работу, чьи родные потеряли работу, у кого компания обанкротилась. Но для того, чтобы выжить, нужно искать варианты, и именно этим мы и собираемся заниматься.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments