Как известно, есть три верных способа разориться: самый быстрый — скачки, самый приятный — женщины, а самый надежный — сельское хозяйство. Однако год минувший грозит опровергнуть последний постулат и при этом войти в историю как революционный с точки зрения инвестиционных инструментов.
Опубликованные накануне данные Росстата показывают: в 2010г. российские овощи подорожали на 68%, с большим отрывом обойдя традиционные средства вложения денег. Аналитики и эксперты всего делового мира посрамлены, а выражение "руби капусту" из фигурального становится буквальным.
Гречка как инструмент для инвестиций
Для человека с излишками денег набор инструментов для их сохранения и преумножения годами не претерпевал изменений. Собственно, каждый год аналитики и эксперты пытаются угадать: что подорожает сильнее и быстрее, а что, наоборот, подешевеет.
Однако мало кто мог предположить, что "Лучшим инструментом для инвестиций-2010" в итоге станет крупа гречневая. Это, конечно, не совсем овощ, зато за год ее стоимость возросла на 168%. Таким результатом не может похвастать ни один ПИФ, ни фондовый рынок, ни какое-либо сырье.
Для сравнения: индекс ММВБ за год прибавил 16%, РТС вырос на 14%, нефть марки Brent — 15,6%. Золото подорожало на 24%, доллар — всего на 3% к рублю, евро — так вообще подешевел, недвижимость была в боковом тренде. Про ставки по депозитам в российских банках и вовсе без слез не расскажешь.
При этом капуста белокочанная (порядок слов Росстата сохранен) подорожала почти вдвое, равно как и картофель. С существенным отставанием от тройки лидеров идет пшено (+73%), ну а остальные продукты с их доходностью в 5-25% как инвестиционные инструменты малоинтересны.
Впрочем, есть и нюансы. Например, играть можно только на повышение, поскольку снижать цены на продукты в России считается дурным тоном (маркетинговыми акциями можно пренебречь — они погоды не делают). К тому же долгосрочные инвестиции ограничены сроком годности овоща. Но разве короткие позиции могут быть препятствием при такой доходности?
Мировая тенденция
К слову сказать, овощи резко подорожали не только в России. Однако наш рынок, что приятно, оказался впереди всех остальных в Европе — отчасти потому, что он считается развивающимся и на нем все растет быстрее, но больше из-за засухи.
Тем не менее итоги 2010г. позволяют говорить о настоящем региональном (если не мировом) тренде. В странах Европейского союза овощи подорожали на 11,2%, но это в среднем, а по отдельности ряд стран может похвастаться и более динамичным ростом. К примеру, в Эстонии рост составил внушительные 41,8%, а в Латвии, Словакии, Чехии и Венгрии овощная продукция выросла в цене на 32,1-36,8%.
Впрочем, ничто не ново под этой луной. Перед кризисом, когда график цен на нефть напоминал траекторию пилотируемого космического корабля "Союз", в моде были альтернативные виды топлива. Особенной популярностью пользовался биодизель, и уже тогда ООН предупреждала о надвигающемся мировом продовольственном кризисе из-за дефицита зерновых, которые использовались для создания такого топлива.
Теперь же тенденция немного изменилась, и можно с уверенностью переименовать грядущий кризис из продовольственного в более конкретный — овощной.
Фиксация прибыли
Практически все дивиденды от овощного бума собрали розничные сети, бодро рапортующие сейчас о росте выручки и прибыли по итогам года. Рост цен принес сверхприбыли практически всем, кто торговал на этом высоколиквидном рынке.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ во время гречневого ажиотажа небезосновательно заподозрила некоторых крупных поставщиков в сговоре, а некоторых даже показательно отшлепала. Однако большинство продавцов осталось в плюсе, тогда как население только охало и фиксировало убытки после каждого похода в магазин.
Дефицит плодоовощной продукции добавил головной боли и ведомствам, ответственным за инфляцию. Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Росстат и лично премьер-министр Владимир Путин прилагали все усилия, чтобы удержать потребительские цены в заданных рамках. Однако их старания пошли прахом: годовая инфляция не влезла даже в показатели, скорректированные в сторону увеличения за две недели до конца года.
Начало 2011г. показывает, что тренд сохраняется, и цены продолжают бодро расти. Впрочем, по итогам первых 2,5 недель сменился лидер — им стал картофель (+15%). За ним следуют капуста (+11,9%) и все та же гречка (+10%). Торговым сетям можно посоветовать пристегнуть ремни — их дела пошли на взлет. Остальным же пассажирам страны, похоже, следует потуже затянуть пояса.