Самым привлекательным после Центрального региона для ритейлеров, входящих в рейтинг INFOLine&Retailer Russia Top-100 2012, является не Северо-Западный, как можно было ожидать, а Приволжский федеральный округ.

Из 100 крупнейших розничных сетей 68 развиваются среди прочих и в ПФО, из них шесть работают только в этом регионе. Совокупная общая выручка ритейлеров, владеющих магазинами на территории Приволжского ФО, по итогам 2011 г. превысила 2,9 трлн руб., выручка региональных компаний, работающих только в своем округе, — 48,29 млрд руб.

Продуктовая атака

В основном, ПФО осваивают FMCG-ритейлеры — 25 участников рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP 100. Как сообщили Retailer.RU в компании X5 Retail Group, занимающей первую строку списка крупнейших розничных сетей России и также развивающейся в Приволжском ФО, данный регион очень интересен ритейлеру. «Там платежеспособное население и есть культура потребления, — прокомментировали в Х5. — Это стабильный округ с адекватной региональной политикой в отношении федеральных торговых сетей. Мы планируем и дальше развиваться там активно».

Дмитрий Чусов, директор дивизиона ГК «О’Кей» (7 место в ТОР-100, выручка по итогам 2011 г. — 93,13 млрд руб.), также отмечает особую привлекательность ПФО для развития в связи с высоким уровнем покупательского спроса и доходов населения, а также «хорошими предложениями по участкам и от девелоперов».

«Все эти факторы и лежат в основе принятия решений по Приволжскому округу, — прокомментировал топ-менеджер. — Также можно отметить содействие розничному бизнесу со стороны региональных властей». Ритейлер сейчас развивает в Приволжском ФО два гипермаркета в Уфе, один в Нижнем Новгороде и один в Тольятти.

В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов федерации, расположенных на реке Волге, в частности Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашская и Удмуртская Республики, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и Пермский край.

Регион за регионом

Первым по популярности среди ритейлеров остается Центральный ФО. Развитием в нем (среди прочих регионов) занимаются 77 крупнейших розничных сетей, из которых 12 работают только на этот регион.

За ним — Приволжский, на третьем месте — Северо-Западный округ. Здесь работают 65 участников ТОР-100, из которых только три предпочитают работать на один регион.

Далее друг за другом идут Сибирский федеральный округ — 52 ритейлера, из которых семь только в нем и работают, Уральский — 48 и два соответственно, Южный — 43 и ни одного, кто хотел бы работать только в одном этом регионе, Северо-Кавказский — 22 и ноль, Дальневосточный — 18 и ноль.

Только в одном ФО предпочитают развиваться также FMCG-игроки и по одному представителю от сегментов DIY & HouseHold и детских товаров — это «СТД Петрович» (СЗФО, сети «Петрович», «Уровень», 56 место, выручка в 2011 г. — 10,65 млрд руб.) и «Кораблик» (ЦФО, новичок рейтинга, 91 место, 6,49 млрд руб.). Общая выручка всех розничных сетей, работающих только в одном регионе, составила 354,36 млрд руб. Все они находятся за пределами первой двадцатки крупнейших ритейлеров страны.

По словам Виктора Адамова, исполнительного директора «СТД Петрович», локальность развития компании объясняется ее стратегией — ритейлер старается покупать участки, а не строиться на арендованной земле. «А основным источником финансирования экспансии являются собственные средства нашей компании, — прокомментировал топ-менеджер. — При этом, в вопросах логистики и закупок региональные базы «привязаны» к головному офису и единому распределительному центру, которые находятся в Санкт-Петербурге».

Экспансию за пределы СЗФО Виктор Адамов называет дорогостоящим и масштабным проектом, о котором пока рано говорить. «Кроме баз там нужно будет строить всю логистическую инфраструктуру и налаживать отношения с местными поставщиками. При этом строить ЕРЦ для одной стройбазы бессмысленно, поэтому баз должно быть много, — сообщил изданию спикер. — Это значит, что инвестиции должны измеряться сотнями миллионов евро».

Сейчас пять региональных стройбаз «Петровича» работают в Ленинградской и Новгородской областях. Осенью 2012 г. откроется база в Петрозаводске, затем ритейлер намерен исследовать рынки Вологды и Череповца.

В «Кораблике» вопросы о перспективах развития и возможности выхода за пределы Центрального ФО комментировать отказались.

* Полную версию рейтинга смотрите в июньском номере Retailer magazine

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments