Многие операционные показатели первого квартала 2015 г. оказались ниже уровней 2009 г. под влиянием ускорения инфляции, снижения реальных располагаемых доходов населения и "сужения зоны потребительского доверия к складывающейся конъюнктуре", сообщает информагентство "Финамаркет" со ссылкой на центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики.

Согласно проведенному исследованию, балансовые значения показателей спроса на реализуемые товары, объема продаж в натуральном выражении, прибыли и ассортимента оказались хуже значений 2009 г, обновив абсолютные минимумы, говорится в сообщении пресс-службы ВШЭ. 30% опрошенных руководителей розничных компаний отметили снижение спроса в 1-м квартале, более трети – сокращение объема продаж, около 40% – уменьшение прибыли по сравнению с предыдущим кварталом.

Продовольственное эмбарго и уменьшение ассортимента привели к самому масштабному за последние 15 лет сокращению предложения товаров.

В первом квартале об увеличении темпов роста цен на реализуемые товары сообщили 60% опрошенных представителей ритейла против 50% в четвертом квартале. При этом основной вклад в инфляцию оказал продовольственный сегмент, где повышение цен констатировали 70% респондентов (60% в 4-м квартале). В непродовольственном сегменте о повышении цен сказали 55% опрошенных против 42% в конце прошлого года.

Средний уровень торговой наценки, согласно исследованию, составил 26%. По мнению участников опроса, для возмещения издержек и получения необходимой прибыли средняя наценка должна составлять 40%. Средний уровень наценки по социально значимым продовольственным товарам составил 18% при желаемом уровне в 27%.

В первомм квартале на первое место среди факторов, ограничивающих развитие отрасли, вышел недостаточный платежеспособный спрос. Год назад большинство респондентов называли главным ограничивающим фактором высокий уровень налогов.

Падение большинства важнейших индикаторов отрасли на протяжении последних трех кварталов свидетельствует о начале перехода ритейла в фазу рецессии, отмечают эксперты ВШЭ, которые в конце 2014 г. предупреждали о начале стагнации на рынке розничной торговли.

Выводы ВШЭ основаны на результатах проведенного Росстатом опроса руководителей около 4 тыс. компаний розничной торговли. При этом в опросе участвовали преимущественно представители предприятий, не относящихся к федеральным сетям.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в России за январь-февраль 2015 г. сократился на 6,1%.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar