Депутат Госдумы и основатель сети супермаркетов " Седьмой континент " Владимир Груздев хочет ограничить присутствие крупных розничных торговых сетей в российских регионах. Ко второму чтению законопроекта о торговле он намерен внести поправку, согласно которой ритейлер сможет занять в конкретном регионе не более 15% рынка.

"Если ограничить развитие сети в том регионе, где она получила свыше 15%, другие участники рынка будут развиваться и наращивать свою долю в этом регионе, а сеть будет развиваться на других территориях", — пояснил Груздев в эфире "Эха Москвы".

В качестве примера депутат привел ситуацию с сетью "Магнит", которая работает во многих южных регионах страны и контролирует там внушительную долю рынка. "Значит, она больше не будет там развиваться, туда придет другая сеть, например "Копейка" или "Дикси", и постепенно доля " Магнита " будет сокращаться. Между этими сетями будет существовать конкуренция. Если сетей две или три, то, безусловно, они будут ориентироваться на цены своих конкурентов. А если этих сетей будет минимум семь, то они между собой будут конкурировать", — добавил Груздев.

Ранее предельную долю рынка планировалось определить в объеме 25%. Такую поправку непосредственно перед внесением законопроекта в Думу предложила Федеральная антимонопольная служба. По замыслу ведомства после достижения 25% общего объема реализованных товаров в определенном городском округе или муниципальном районе, а также в Москве и Санкт-Петербурге сеть не должна иметь возможности купить здесь новые торговые площади.

По подсчетам основателя "Седьмого континента", розничные сети занимают около 30% товарооборота в России, однако их концентрация в разных регионах заметно отличается. Муниципалитетов, где крупные сетевые ритейлеры занимают более 15% рынка, по словам Груздева, лишь несколько: "У нас сегодня у самой крупной сети не больше 4% общероссийского рынка. А я говорю о 15%. То есть там еще расти и расти. Пожалуйста, развивайся в другом регионе".

Однако от идеи уходить на другие земли российские продавцы не в восторге. Инициативу депутатов критикуют представители как крупных, так и малых сетей.

Ритейлеры отмечают, что планка даже в 25% будет серьезно ограничивать развитие бизнеса.

По словам основателя Management Development Group (сети " Гастрономчикъ " и " Продэко " ) Дмитрия Потапенко, который в прошлом занимал должность управляющего московской "Пятерочки", инициатива Груздева является политической, а не экономической: "Если в деревне один магазин, его, безусловно, можно наказать за монополию. Но зачем там нужны второй и третий, если всем всего хватает?" По словам Потапенко, чтобы помочь развитию малых сетей, не нужно ограничивать крупнейших игроков: " У меня, например, проблем с X5 Retail Group нет. Зато есть проблемы с высокими арендными ставками и затратами на электроэнергию. Дайте мне льготы, и я смогу развиваться и конкурировать " .

Любые ограничения продавцов немедленно сказываются на кошельке покупателей и ведут к росту цен, отмечает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

" Производители и поставщики дают продавцам скидки от объема, а если его нет, закупать продукцию придется без дисконта, — поясняет Дмитрий Потапенко. — Кроме того, товар придется развозить по торговым точкам, вместо того чтобы отдать в одни руки. Это повлечет увеличение затрат на логистику " . Принятие подобных поправок не поможет розничным сетям развиваться, а подспудно еще и уничтожит небольших игроков рынка, заключает эксперт.

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments