Розничные продажи в еврозоне в марте упали на 4,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, сообщило европейское статистическое агентство. Это рекордное падение с 1996 года — за все время ведения статистики. Экономисты, опрошенные Bloomberg, прогнозировали снижение на 2,6%. В месячном исчислении — по сравнению с февралем — сокращение составило 0,6%. В свою очередь, февральский показатель был на 4% ниже зафиксированного годом ранее.

«Ситуация на рынке труда стремительно ухудшается, потребительское доверие все еще остается на низком уровне, — говорит экономист Capital Economics в Лондоне Дженнифер Маккиоун (Jennifer McKeown). — По-видимому, сокращение ВВП в I квартале будет более резким, чем в IV квартале прошлого года».

Потребительские расходы в еврозоне сокращаются, по мере того как компании по всему региону, преодолевая последствия кризиса, сокращают производство и увольняют работников. Уровень безработицы в еврозоне в марте вырос до трехлетнего максимума — 8,9%.

Экономика Германии, согласно правительственным оценкам, в этом году сократится на 6%. Еврокомиссия по еврозоне в целом ожидает спад в 4%, что вдвое больше прежнего прогноза, опубликованного три месяца назад.

Продажи в Германии, по данным федерального бюро статистики, в марте сократились на 1,5% к марту прошлого года с поправкой на изменение цен. По сравнению с февралем реальное снижение продаж составило 1% с учетом сезонных факторов.

По категории «продукты питания, напитки и табачные изделия» сокращение в марте составило 3%, непродовольственные товары показали снижение на 0,4%.

За I квартал 2009 года объем продаж с поправкой на уровень цен сократился на 3,2% к аналогичному периоду прошлого года.

«Рецессия, по-видимому, уже достигла и розничного сектора, и ввиду роста безработицы можно ожидать дальнейшего снижения в следующие месяцы», — полагает Саймон Юнкер (Simon Junker), экономист Commerzbank.

Крупнейший немецкий ритейлер Metro объявил в марте, что рост продаж по итогам 2009 года будет существенно ниже среднесрочного планового показателя компании (не менее 6%). Компания планирует сократить 15000 рабочих мест.

В целом показатели розничных продаж рассчитаны на основе данных семи федеральных земель Германии, на которые приходится 76% в общем объеме реализации. В статистике не учтен автомобильный сегмент, который получает значительную поддержку в связи с программой субсидий на покупку нового автомобиля при утилизации старого. На фоне действия программы число зарегистрированных новых автомобилей в марте в Германии подскочило на 40%.

В целом статистика розничного сектора по Германии не подкрепляет надежды на то, что за счет личного потребления удастся существенно смягчить эффекты спада в немецкой экономике.

По мнению экономиста Unicredit Александра Коха (Alexander Koch), статистика розничного сектора (без учета автомобилей) отражает эффект вытеснения в сегменте товаров длительного пользования, связанный со схемой субсидирования автопродаж.

Некоторые критики утверждают, что эта программа не только будет подрывать рост расходов в других сферах экономики, но и может отрицательно сказаться на динамике автопродаж в будущем.

«Но (рост) личного потребления, тем не менее, может быть положительным по итогам I квартала, прежде всего благодаря автомобильному сектору. Возможен благоприятный эффект и во II квартале, — добавляет Кох. — Во втором полугодии мы ожидаем обратную тенденцию продаж в автосекторе. Кроме того, усиливаются опасения по поводу безработицы. Во втором полугодии в потребительском секторе возможна рецессия, даже если в целом в экономике эффекты спада смягчатся».

Уже в течение нескольких месяцев динамика розничных продаж в Германии в последние месяцы оставляет желать лучшего, даже несмотря на низкую инфляцию. Инфляция в марте опустилась до 10-летнего минимума, затем немного выросла в апреле. Рост безработицы наблюдается уже шесть месяцев подряд.

Между тем уже есть первые данные за апрель, которые свидетельствуют об улучшении ситуации в рознице. Стоит отметить, что официальные показатели государственных статистических агентств будут опубликованы позже.

Так, согласно индексу деловой активности Bloomberg, в апреле в еврозоне падение розничных продаж было самым маленьким за последние 11 месяцев. Индекс рассчитывается для Bloomberg агентством Markit Economics на основе опроса более 1000 руководителей компаний в секторе розничных продаж.

В Германии темп снижения активности в рознице стал самым маленьким с мая 2008 года. Спад также замедлился в Италии и Франции. Во всех этих странах применяются программы стимулирования продаж новых автомобилей в обмен на старые.

За пределами еврозоны некоторые улучшения, возможно, намечаются в Великобритании. Британские розничные компании в первой половине апреля неожиданно показали рост оборота, сообщила Британская конфедерация промышленников (CBI). Согласно данным опроса, 44% ритейлеров за этот период зафиксировали рост продаж, 41% — снижение. Таким образом, рассчитываемый CBI разностный показатель составил +3% (разница между процентными показателями по компаниям, отмечающим соответственно рост и снижение оборота). Это значение стало максимальным с января 2008 года. Положительный показатель зафиксирован впервые с марта 2008 года.

Председатель Комитета CBI по розничной торговле и оперативный директор одной из ведущих британских сетей супермаркетов Asda Энди Кларк (Andy Clarke) комментирует: «Хорошие результаты розницы в пасхальный период в этом году вполне могли повлиять на апрельские данные, и хотя это дает временное облегчение, не стоит рассматривать статистику как признаки возрождения розничного сектора. В условиях роста безработицы и снижения доходов потребители по-прежнему осторожны, и сами ритейлеры полагают, что в мае продажи снова снизятся».

В апреле положительную динамику зафиксировали все продовольственные сети в Британии, равно как и большая часть одежных и обувных магазинов. В других категориях продажи сократились, при этом худшие результаты были отмечены по продажам товаров длительного пользования.

Барри Найт (Barry Knight), глава направления розничной торговли консалтинговой компании Smith & Williamson предупредил, что пока слишком рано говорить об устойчивом восстановлении в отрасли: «Еще очень многие факторы будут сказываться на его динамике, в том числе то, что безработица пока даже не приближается к своему пику, после которого начнется снижение, а также ослабление фунта стерлингов, в результате которого, я полагаю, розничные сети будут вынуждены повышать цены».

По данным компании маркетинговых исследований TNS Worldpanel, за 12 недель по 19 апреля из «большой четверки» британских сетей J Sainsbury показал самый существенный рост оборота — 8,1%, против среднего по сектору значения 6,2%. У лидера рынка Tesco продажи увеличились на 4,6%, у принадлежащей Wal-Mart сети Asda — на 8%, у Wm Morrison — на 7,4%.

TNS отмечает сохраняющуюся высокую инфляцию в продовольственном сегменте, одной из причин которой является ослабление фунта.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments