11 августа 1993 года на Волхонке открывается первый ресторан «Патио Пицца», спустя пару месяцев в ГУМе начинает работу первый «Ростик`с». Оба заведения принадлежат предприятию «Росинтер», за которым стоит 35-летний Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко – правнук бывшего тобольского губернатора и белоэмигранта. «Росинтер» станет одним из крупнейших операторов сетей ресторанов в стране.
Род Ордовских-Танаевских потрепало и раскидало по миру: после февральской революции прадед Ростислава арестован ЧК, но ему удается бежать из России в Германию, уже в изгнании он принимает монашеский постриг с именем Никодим. Отец бизнесмена родился в Югославии, где оседают многие русские беженцы: в годы Второй мировой он сотрудничает с немцами, после окончания войны эмигрирует в Латинскую Америку, вероятно, опасаясь выдачи советским властям.
Семья обживается в Венесуэле. Мать Ростислава – испанка, но грамоте его обучает русская гувернантка. Мальчик учится в церковно-приходской школе и заканчивает кадетский корпус, однако военной карьере предпочитает гражданскую. В начале 80-х Ростислав увлекается бизнесом, создает Rostik International – в названии компании зашита отсылка к детскому прозвищу – вскоре завязывает диалог с советским коммерческим атташе, посещает Советский Союз.
Первые бизнесы в Москве Ордовский-Танаевский начинает в 90-м: в двух шагах от Красной площади открывается его ресторан «Испанский Уголок», а фирма Kodak предоставляет «Росинтеру» права генерального дистрибутора своей продукции в России. Позже Kodak откроет собственное представительство в российской столице, а основатель «Росинтера» целиком погрузится в ресторанный бизнес.
Шеф-повар первой росинтеровской «Патио Пицца» Максимо Пабон вручную замешивает тесто, саму пиццу готовят в традиционной итальянской дровяной печи, в первом меню – пятнадцать наименований. Готовка происходит на глазах у посетителей, которым предлагается «проникнуться духом Италии». Цены для небогатой Москвы кусачие: пицца – от $6 до $13, бокал Tuborg – $3, рюмка виски или коньяка — $4,50. Спустя одиннадцать лет переименуют и сам холдинг («Росинтер» станет «Росинтер Ресторантс Холдинг»), и сделают ребрендинг пиццерийной сетки («Патио Пицца» далее «IL Патио»).
Первый «Ростик`с» появляется в ГУМе: центральный советский торговый комплекс уже успели акционировать и приватизировать, к 93-му торговля оживилась, постоянно открываются точки общепита в самых разных национальных стилях. «Ростик`с» начинает работу как ресторан быстрого обслуживания в американском духе, колорит ресторану добавляет «мексиканская технология». Главное блюдо – хрустящий цыпленок, обжаренный в кипящем масле. Москва уже попробовала в McDonald’s мясной фастфуд, «Ростик`с» – куриный, другие варианты менее популярны.
Пиццерии и куриный фастфуд – заявка на две потенциально огромные ниши, но страна бедная (экспансия в регионы начнется с Омска три года спустя), а развитию в Санкт-Петербурге мешает питерская компании «Пицца Норд»: в 94-м они получают права на развитие Pizza Hut и KFC в северной столице. «Ростик`с» – российский аналог «Жареного цыплёнка из Кентукки» (буквальная расшифровка аббревиатуры KFC) и возможная конкуренция операторов куриного фастфуда в пользу McDonald’s.
В середине нулевых «Пицца Норд» успешно избавится от своего «куриного» бизнеса и лицензий, а KFC и «Ростик`с» объединяются: сперва под вывеской «Ростикс KFC» (многих изумляет новое название – отечественный бренд впереди международного!), но позже американская корпорация Yum! Brands выкупит все права и будет развивать сеть KFC самостоятельно, а русского цыпленка зарежут.
«Росинтер» позже займется сетями «Планета Суши», T.G.I. Friday’s и рядом других, а в 2007-м станет первой ресторанной компанией, вышедшей на российский фондовый рынок: основатель Ростислав Ордовский-Танаевский будет осыпан профессиональными наградами и признанием коллег в отрасли.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.