Рост оборота десяти крупнейших ритейлеров по итогам первого полугодия замедлился

Рост оборота десяти крупнейших ритейлеров по итогам первого полугодия 2025 г. замедлился, говорится в исследовании агентства Infoline, которое приводят «Ведомости».

Если в январе-июне прошлого года их выручка по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. увеличилась на 22,2% до 5,65 трлн руб., то за первые шесть месяцев 2025 г. – только на 14,1% до 6,8 трлн руб.

Замедлился и рост их доли в общем товарообороте. Если годом ранее оборот десяти крупнейших ритейлеров прибавил 1,65 п. п., достигнув 30,8%, то сейчас он составляет 30,9%.

Эта тенденция связана с общим сокращением темпов потребительского спроса. Как отмечает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов, рост оборота розничной торговли в январе—июле 2025 года составил лишь 2,1% по сравнению с 9,5% годом ранее, что означает замедление в почти пять раз.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, высокие показатели демонстрируют маркетплейсы, тогда как у большинства офлайн-сетей продажи снижаются. По данным Infoline, оборот крупнейших маркетплейсов в первом полугодии 2025 г. вырос сильнее, чем в традиционном ритейле – на 25,1% до 4,25 трлн руб.

Заметнее всего выручка в январе – июне упала именно у игроков в непродуктовом сегменте. Так, у сети бытовой техники и электроники «М.Видео–Эльдорадо» она снизилась на 15,2% до 171,2 млрд руб., у DNS – на 2,3% до 325,7 млрд руб., у сети товаров для дома и ремонта «Лемана Про» – на 7% до 259,7 млрд руб. Первая компания в результате уступила сразу две позиции в рейтинге и опустилась на девятое место.

Среди причин такого спада эксперты и сами компании называют сокращение рынка новостроек, снижение продаж техники, а также необходимость распродажи импортных товаров со скидками из-за укрепления рубля.

«М.Видео-Эльдорадо» уступила седьмое и восьмое место продуктовым ритейлерам – «Светофору» и «Вкусвиллу». Продовольственные сети в целом – в лидерах по росту оборота, по данным Infoline. У X5 он увеличился на 21,2% до 2,24 трлн руб., у «Ленты» – на 24,3% до 513,9 млрд руб. Сопоставимую динамику показали «Красное & Белое» и «Бристоль» (+23,9%; 795 млрд руб.), умеренно рос «Магнит» (на 14,7% до 1,7 трлн руб.). В продуктовом сегменте прирост сконцентрирован у четырех крупнейших игроков – X5, «Магнита», «Ленты» и «Красного & Белого», отмечает Бурмистров. Остальные развиваются медленнее, а некоторые и вовсе сокращают продажи.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.