Дополнительные услуги остаются драйвером роста мобильных операторов. К примеру, выручка МТС от услуг передачи данных за девять месяцев 2010 года выросла на 70%. О своих прогнозах по рынку дополнительных услуг, о недавнем соглашении с «Евросетью» и о том, когда МТС выпустит собственный аналог iPad, в интервью корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ДЕМЕНТЬЕВУ рассказал вице-президент МТС по коммерческим вопросам МИХАИЛ ГЕРЧУК.

— В период кризиса потребители резко сократили расходы на связь. Какова ситуация с потребительским поведением сейчас?

— Мы ожидаем восстановления потребительской активности по итогам 2010 года по сравнению с прошлым, посткризисным годом. В том числе ожидаем рост по роумингу, по которому в прошлом году пришелся основной удар. Важно, что к использованию роуминга возвращаются клиенты массового сегмента. Об общем оздоровлении ситуации говорит и доходность привлекаемых абонентов — в этом году она может вырасти на 18%. Клиенты теперь не только ищут самые дешевые предложения, но обращают внимание на качество продукта и проявляют интерес к дополнительным услугам.

— Означает ли это, что в ближайшем будущем доля дополнительных услуг в выручке будет превалировать над голосом?

— В такой ближайшей перспективе — нет, но сейчас передача данных и дополнительные услуги постепенно становятся основным драйвером развития отрасли связи. Рынок голосовых услуг уже достиг насыщения и в дальнейшем будет стабилен, обеспечивая лишь небольшие темпы роста. А вот сегменты дополнительных услуг сейчас развиваются еще только за счет увеличения проникновения самих услуг. Так, например, выручка от услуг передачи данных только за девять месяцев 2010 года выросла на 70%.

При этом нужно понимать, что технологически сегодня все операторы примерно на одном уровне, поэтому конкуренция перешла в область маркетинга и создания для клиентов наилучших условий для пользования сервисами.

— Актуален ли для МТС вопрос дальнейшей географической экспансии?

— МТС рассматривает все возможные пути выхода на новые рынки, подразумевая под этим как другие страны, так и отдельные сегменты в странах присутствия. Основные критерии — перспективность нового рынка, а также риски, связанные с выходом на него. Рынок ШПД в России и СНГ в ближайшие годы продолжит расти двухзначными темпами, ожидается его консолидация, переход на новые, более скоростные технологии, например FTTH. Поэтому нам важно занять существенную долю на этом рынке. Выход же на рынок связи новых стран будет оцениваться с точки зрения эффективности бизнес-кейса. Можно сколь угодно расти горизонтально, при этом теряя стоимость и эффективность бизнеса. Вопрос: зачем?

— Развитие на рынке ШПД вы реализуете через консолидацию вашего актива «Комстар-ОТС»? Как идет процесс интеграции? Оправдываются ли ваши прогнозы по уровню синергии?

— Осенью 2009 года мы оценивали синергетический эффект от владения 51% акций «Комстара» более чем в 200 млн долл., сегодня наша оценка синергии как минимум в два раза выше заявленной суммы при условии владения полным пакетом акций «Комстара». Сейчас мы реализуем несколько направлений синергии с «Комстаром» — запущены совместные продукты, объединяющие услуги мобильного и фиксированного доступа. Мы получили высокую — выше, чем мы ожидали, — отдачу от запуска этого продукта. На рынке ТВ мы реализуем стратегию «трех экранов»: весь контент, предоставляемый МТС, будет доступен на телефоне, компьютере и домашнем телевизоре. Идет синергия в инфраструктуре: в Шереметьево, например, начали действовать первые 3G-фемтосоты, базовые станции МТС переводятся на магистральную инфраструктуру «Комстара».

— При этом в мобильном бизнесе МТС снизила темпы прироста абонентской базы, а в Москве на протяжении нескольких месяцев 2010 года база вообще уменьшалась…

— Мы придерживаемся сбалансированной политики управления абонентской базой: при уровне проникновения 170% качество абонентов — приоритет для нас, но мы также понимаем, что новые подключения обеспечивают свежую кровь и создают основу для роста доходности нашего мобильного бизнеса в будущем. Текущего уровня новых подключений достаточно для поддержания и роста лояльной абонентской базы.

— Тем не менее вы подписали соглашение с «Евросетью» о возобновлении сотрудничества по привлечению абонентов. Зачем? Как это отразится на развитии собственной розницы МТС?

— Мы видим, что за прошедший год «Евросеть» стала гораздо более эффективной компанией. И мы договорились о продаже контрактов и приеме платежей на взаимовыгодных условиях, в том числе включающих определенные гарантии ритейлера по качеству привлекаемых абонентов. Логика очень простая — возвращение в «Евросеть» произойдет в рамках замены менее качественного канала продаж на более качественный, т.е. у нас появится возможность отказаться от промостоек, расположенных на улицах и в торговых центрах, и пересмотреть отношения с некоторыми региональными дилерами, которые приносят нам некачественных абонентов. Планы по развитию собственной розницы мы не меняем, и возвращение в «Евросеть» на них не повлияет. В настоящее время розница МТС обеспечивает порядка 30% продаж SIM-карт.

— При этом основной источник доходов любой розницы — оборудование. А сегодня средняя цена продаваемых телефонов падает. Снижается ли в таком случае доходность вашей розницы, за счет чего зарабатывает ритейл?

— Важно понимать, что при снижении средней цены одновременно растет количество продаваемых аппаратов, поэтому в оборотах и уровне доходности рынок не падает, а даже немного растет, наши эксперты оценивают этот рост в 4% за девять месяцев к прошлому году. Продажи активно растут в низком и среднем ценовом сегменте, в первую очередь за счет снижения стоимости базовых моделей — появляются новые телефоны по привлекательным ценам. Например, еще в 2008 году телефоны с поддержкой 3G стоили в среднем 300—400 долл., сегодня приобрести подобный аппарат можно за 3000 руб. Тем не менее в третьем квартале этого года средняя рыночная цена мобильных телефонов впервые за несколько кварталов показала положительную динамику. Мы связываем этот рост с увеличением продаж смартфонов и телефонов в высоком ценовом сегменте. В нашей рознице продажи смартфонов за последний квартал увеличились почти на 70%, надеемся на рост от новогодних продаж.

— А что с вашими планами по предложению собственных девайсов? Летом МТС представили протопип брендированного планшетника. Когда продукт появится в рознице?

— Разработка идет полным ходом, полноценный продукт будет готов ориентировочно в конце 2010 — начале 2011 года. На российском рынке есть растущий спрос на компактные устройства с сенсорным экраном для удобного доступа в Интернет, и мы рассматриваем возможность запуска сразу целой линейки планшетов с мультимедийными возможностями на базе операционной системы Android, доступных по цене.

— Полгода назад вы завяляли, что брендированные телефоны МТС будут поддерживать платформу Vodafone 360. Сейчас Vodafone изменил модель развития платформы, ограничив разработку специальных телефонов для нее. Насколько вы в МТС будете ориентироваться на опыт Vodafone?

— Платформа Vodafone 360 с самого начала задумывалась как система, поддерживающая большое количество мобильных операционных систем — Android, Symbian, iOS, BlackBerry OS. Стратегически это позволяет максимально увеличить базу пользователей сервиса и сделать платформу интересной для разработчиков приложений, а значит, позволит оператору стать активным участником рынка приложений. А это очень привлекательный рынок с хорошей динамикой роста: только за первую половину 2010 года выручка глобального рынка приложений достигла 2,2 млрд долл., по сравнению с 1,9 млрд долл. за весь 2009 год. По самым консервативным оценкам аналитиков, выручка магазинов приложений в мире уже в 2013 году достигнет 15 млрд.

— Большинство мобильных приложений подразумевают возможность безлимитного использования Интернета для скачивания обновлений и информации. Почему у МТС по-прежнему нет по-настоящему безлимитных предложений на Интернет?

— При разработке тарифных предложений мы ищем баланс между техническим развитием и возможностью сетей и спросом со стороны пользователей. Поэтому наши тарифные предложения сейчас — система противовесов: чем больше пользуешься, тем больше платишь, либо ограничиваешь свое потребление.

— Аналитики прогнозируют бум спроса на сервисы интернет-телефонии, называя эти услуги конкурентными для сотовых операторов. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— Пока сервисы интернет-телефонии оказывают минимальное воздействие на выручку компании, мы не вводим ограничений. Но надо понимать, что миграция трафика в передачу данных — это естественный процесс, в долгосрочной перспективе «каннибализация» голосовой связи интернет-телефонией неизбежна. И мы рассмотрим возможные меры по обеспечению своих интересов на рынке. Мы прекрасно понимаем, что будущее — за интернет-сервисами, и именно поэтому сами начали экспериментировать в интернет-пространстве.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments