Часть российских производителей считает, что настало время для создания лоббистской структуры для борьбы с украинской водкой.

Вчера российский Союз участников алкогольного рынка (СУАР) распространил заявление, в котором призвал отечественных производителей алкоголя к консолидации. Такая необходимость, по мнению Союза, продиктована тем, что украинские участники алкогольного рынка намерены в 2006 г. значительно упрочить свои позиции в России: «Союз-Виктан» откроет второй завод, «Хортица» построит первый, а Nemiroff планирует купить уже действующее предприятие. Украинские производители считают, что заявления СУАРа – это попытка найти внешнего врага. Российские производители, в свою очередь, полагают, что «украинская угроза» сильно преувеличена.

Некоммерческая организация СУАР образована в 2003 г. В ее состав входят 47 крупнейших российских алкогольных компаний. Среди них производители: ЗАО «Веда», ЗАО «ЛВЗ «Топаз»», ОАО «МКШВ», ЗАО «Псковпищепром», ООО «ЧЗАП «ОСТ-Алко»», ЗАО «Столичный трестъ», ООО «Традиции качества», ЗАО «Ливиз», корпорация «Алтайспиртпром», ОАО «Магаданский ЛВЗ» и другие; операторы оптового рынка: ООО «Вестор-Русс», ООО «СВА-ОПТ»; компании – импортеры: ООО «Совагроимпорт», Холдинг «Винный мир», ООО «Перно Рикар Русь», ООО «Национальный винный терминал», ЗАО «Сварог» и др. Членами СУАРа производится 25% российской водки, 32% слабоалкогольных напитков, 15% отечественных виноградных вин, 15% шампанских вин, 15% отечественных коньяков, импортируется 80% всех вин и спиртных напитков в Россию. Президентом СУАРа является Осман Парагульгов, который по совместительству занимает должность исполнительного секретаря экспертного совета Федеральной таможенной службы. Его брат – Муса Парагульгов – возглавляет Московский межреспубликанский винодельческий завод.

Вчерашнее заявление СУАРа уже не первый случай, когда российские алкогольные объединения пытаются обвинить украинских производителей в ущемлении российских игроков. Год назад бывший глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин написал письмо российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором заявлял, что украинские импортеры крепкого алкоголя являют собой серьезную угрозу российскому рынку и позициям отечественных производителей. В интервью RBC daily он тогда дал следующий комментарий: «Вопрос в том, что влияет на это снижение. В первую очередь, механизм взимания акцизов. Разница в механизме взимания акцизов с отечественной и импортной алкогольной продукции приводит к тому, что российская продукция становится неконкурентоспособной при отсутствии ввозных таможенных пошлин на импорт. Нашим оптовикам проще работать с украинцами – не надо связываться с региональными акцизными складами».

По оценкам СУАРа, в 2005 г. рынок украинской водки и настоек в нашей стране вырос до 7%, что практически вдвое больше, чем в 2004 г. Всего в прошлом году Украиной произведено около 33 млн дал легальной продукции (водка, настойка), из которых около 10 млн дал отправлено в Россию. В Союзе обращают внимание на то, что в 2005 г. украинские компании вышли на уровень производства, который полностью смог бы обеспечить потребности их рынка в легальной водке, но при этом треть отправили в Россию.

Чтобы не потерять долю рынка, СУАР предлагает национальным производителям сформировать единое лобби. «Мы не пытаемся пугать отечественных производителей водки и ликероводочных изделий, но пусть их насторожат хотя бы факты открытия в 2006 г. еще двух-трех украинских заводов в России», – отмечается там. В тексте заявления фактически есть намек на то, что площадкой для объединения должен выступить сам Союз. По словам президента Османа Парагульгова, консолидация должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы совместными усилиями лоббировать свои интересы перед законодательными органами. В частности, он посетовал, что украинская водка вводится в Россию беспошлинно. По его словам, отечественным производителям необходимо отладить свою маркетинговую деятельность. «Нужно сделать ее более грамотной, как у украинцев. И не жалеть денег. Пока же наши производители думают, что у них и без вложений все пойдет хорошо», – заявил RBC daily президент СУАРа.

Украинские производители считают, что СУАР просто переваливает все «с больной головы на здоровую», пытаясь найти внешнего врага. «Рынок есть рынок, конкуренция есть конкуренция, поэтому побеждает тот, кто грамотнее выстраивает свою маркетинговую стратегию, у кого продукт получится качественнее», – заявил RBC daily председатель наблюдательного совета компании «Союз-Виктан» Андрей Охлопков. – Точно также украинский производитель считает, что за проблемами с импортом в Россию стоят козни российских производителей». По его словам, введение пошлин, на отсутствие которых обратил внимание г-н Парагульгов, на импорт алкоголя из Украины никогда не будет утверждено. Кстати, в компании «Союз-Виктан» оговариваются, что их самих уже можно воспринимать как российских производителей, поскольку они платят налоги в российскую казну.

Участники рынка склонны полагать, что СУАР несколько сгущает краски, говоря об угрозе со стороны украинцев. «Усиление на нашем рынке украинских производителей – это, как мне кажется, раздутая угроза, – заявил RBC daily директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса Александр Романов. – Присутствие украинских продуктов в той тележке, которую мы везем к кассе, не столь велико, поэтому ситуация с украинским алкоголем не так страшна для российского рынка, как это пытаются представить». По мнению г-на Романова, российским производителям нужно искать какие-то внутренние резервы для того, чтобы их продукция, которая и так пользуется большим спросом в России, противостояла иностранной продукции, в том числе украинской. «Этого нужно достигать за счет рыночных механизмов. Поддерживать какие-то административные рычаги воздействия мне кажется весьма неразумным», – заключил директор.

Интересно, что в компании «Ост-Алко», которая входит в СУАР, также не видят ничего страшного в растущей доле украинских производителей. «Говоря об «угрозе», мы должны понимать, за счет чего растет доля рынка украинцев, – сказал RBC daily заместитель директора ТД «Черноголовский» (входит в группу ОСТ) Андрей Сергеенков. – Тут дело в том, что введение в России акцизных складов дало преимущество импортному алкоголю, который шел мимо склада сразу в торговые сети. У украинских производителей низкие издержки производства: дешевое сырье, дешевая рабочая сила. Следовательно, при достаточно высокой цене на продукцию, возможно увеличение расходов на продвижение товара». По его словам, консолидация отечественных игроков нужна, прежде всего, для внешнего рынка, чтобы за рубежом только водка из России считалась настоящей русской водкой. На внутреннем же рынке должна быть конкуренция.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments