Только за последние два месяца закупочные цены на отечественные картофель, репчатый лук, огурцы, томаты, капусту увеличились в среднем на 10-20%.

Продуктовые сети из-за дефицита отечественных овощей и роста цен на них вынуждены резко увеличивать объемы закупок импортных продуктов. Таким образом, не исключено, что уже к новому году в крупнейших федеральных сетях картофель будет из Белоруссии, Голландии Франции. Лук планируется завозить из Египта, Турции, Голландии, огурцы – из Белоруссии, Украины, Турции, Ирана, а томаты – из Польши, Бельгии, Голландии и Германии.

«Уже сейчас приходится увеличивать закупку импортных овощей, хотя традиционно это делали в феврале, именно в это время заканчивается запас отечественного урожая», — рассказали в пресс-службе X5 Retail Group.

При этом в компании отметили, что в сентябре-октябре соотношение отечественных и импортных овощей составляет 70% к 30%, но уже через месяц картина изменится кардинально – будет 10-20% отечественных овощей, все остальное заполнит импорт. За последние два месяца цены на картофель, свеклу, лук, капусту выросли в среднем на 10-20%.

Вице-президент сети "Дикси" Федор Рыбасов прогнозирует, что запасы отечественных овощей закончатся примерно к декабрю текущего года.

По словам представителей торговых сетей наиболее остро обстоит ситуация с отечественными картофелем, огурцами, томатами, свеклой, луком. Объемы полученного урожая из-за засухи меньше, чем в прошлом году. Директор по закупкам направления "Свежие овощи и фрукты" сети гипермаркетов «Лента» Дмитрий Агальцов считает, что закупочные цены на отечественные овощи начали расти именно по причине неурожая.

«В результате на рынке наблюдается дефицит местных продуктов. Например, картофель отечественный, который нам предлагают поставщики, не проходит по нашим внутренним стандартам качества, так как либо слишком мелкий либо неликвид», — рассказали в Х5 Retail Group, отметив, что сегодня дешевле закупать латвийский картофель, его закупочная цена с учетом фасовки и доставкой на склад составляет в районе 18 рублей за кг, в то время как у местных производителей доходит до 19-20 рублей.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков оценил объем российского рынка овощей, с учетом картофеля, на уровне $8-9 млрд.

При этом он подчеркнул, что существенное, но ожидаемое, сокращение объема предложения данной культуры оказывает заметное давление на цены.

Аналитики отмечают, что своего пика цены на картофель достигают в июле (к этому месяцу стоимость картофеля в среднем вырастает на 55-60% по сравнению с уровнем конца предыдущего года). В августе же – по мере поступления на рынок продукции нового урожая – начинается динамичное снижение стоимости культуры. В среднем цена снижается на 40% и к октябрю-ноябрю стабилизируется.

В текущем сезоне по состоянию на конец июля стоимость картофеля выросла по сравнению с декабрем 2009 г. на 56%, и это вполне стандартная ситуация. Однако вместо традиционного существенного снижения в течение августа, в целом по России наблюдается лишь незначительная коррекция цен близкая к погрешности – 0,4%. «И это уже влияние сокращения вала», — говорит Сергей Фильченков.

Несмотря на стандартное снижение цен на картофель в ряде регионов, в меньшей степени пострадавших от засухи, на отдельных локальных рынках рост цен на картофель в августе достигал почти 30%.

К тому же наиболее неблагоприятная ситуация складывается в ряде регионов Центрального и Поволжского федеральных округов, на которые в совокупности приходится нескольким менее 60% от общего объема производства. В результате ни федеральные, ни локальные поставщики овощей не могут обеспечить нужный объем торговым сетям.

«Агропромышленная отрасль не может работать стихийно: чтобы в следующем году получить гарантированный объем продукции, торговые сети уже сегодня должны формировать нам свои заказы. Но пока я ни от кого ничего не получал», — говорит председатель совета директоров небольшого племенного хозяйства «Рапти» (Ленинградская область) Виктор Санец, подчеркивая, что готов ежедневно поставлять 1 тысячу тонн фасованного картофеля сорт «Аврора» по 15 рублей за кг. «Пусть приезжают и забирают, наши специалисты все погрузят», — говорит Санец.

Однако, торговых сетей ни такой маленький объем (ежедневно каждая из крупнейших федеральных сетей закупает 50-100 тонн картофеля), ни самовывоз не устраивают, схема бизнес процессов уже отработана — поставщик сам привозит товар либо на распределительный центр сети, либо развозит по магазинам. Сетям экономически не целесообразно ездить по мелким производителям и собирать у каждого по тонне картофеля и других овощей. Так, для примера, Х5 в Петербурге закупает каждый день более 40-50 тонн картофеля (на Северо-Западе у компании более 350 магазинов), Дикси — 10-12 тонн (180 магазинов), «Лента» — 5-7 тонн (14 магазинов в Петербурге).

Аналитик «ФИНАМ» Сергей Фильченков отмечает, что в последние годы объемы импорта овощей были крайне незначительными — около 2% от общего объема потребления. Однако, в текущем сезоне, например, согласно предварительным оценкам Минсельхоза, может быть импортировано около 4 млн. тонн картофеля против 500 тыс тонн -600 тыс тонн ранее. Подобная ситуация – рост объемов импорта – в сопоставимых масштабах будет, очевидно, наблюдаться и с другими видами овощной продукции.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments