Российские логистические компании, среди которых Delko, Sota Logistic, FM Logistic и другие, предупредили о формирующемся дефиците полуприцепов-рефрижераторов для автотранспорта из-за санкций ЕС, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей этих компаний.
В полуприцепах-рефрижераторах перевозят продукты питания, лекарства и другие товары, требующие низких температурных режимов.
До введения санкций в 2022 году Россия была крупнейшим рынком Европы по продаже полуприцепов и занимала 15% в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка). После введения санкций еще были поступления на рынок по действующим контрактам, однако в этом году новых поступлений точно не будет, и дефицит ощущается уже сейчас, рассказали участники рынка.
Дефицит в большей степени связан с массовым уходом из России европейских и японских производителей техники. «Импорт приостановлен, прекратились и поставки многих комплектующих, имеющаяся техника устаревает, требуются дорогостоящий ремонт и запчасти, которым в сложившихся условиях тяжело подобрать аналог», — рассказали участники рынка.
В России есть локальное производство кузовов — их выпускают заводы «Мосдизайнмаша», «Центртранстехмаша» (ЦТТМ) и «Тонара». При это один из компонентов полуприцепа-рефрижератора — холодильная установка, но в России их не выпускают.
Альтернативные варианты на рынке есть: это китайские и турецкие транспортные компании, но вызывают вопросы их надежность, сроки доставки и стоимость ремонта техники.
Участники рынка также жалуются на возросшие затраты: cредняя цена российского прицепа-рефрижератора – 7,5 млн руб., а европейского – уже более 9,5 млн, посетовали в Sota Logistic.
«Прибавьте к этому 9 млн руб. за самый недорогой китайский седельный тягач – и мы получим стоимость автопоезда от 16,5 млн руб. С экономической точки зрения это абсурд, так как окупить подобные затраты при нынешних тарифах на перевозки грузов крайне сложно», – отметили в компании.
В ГК «Маршал» и «Академия логистики» добавили, что на фоне нехватки рефрижераторов на рынке сложно закрывать непопулярные направления перевозок – например, в Воронеж, Волгоград, Саратов и Самару.
В «ПЭК: Retail» напомнили, что в периоды повышенного спроса из-за похолодания стоимость перевозки в рефрижераторах увеличивапется на 30–50% от стандартной, при этом в декабре 2022 г. цены выросли на 70–80% (до 500 000 руб. за большегруз из Москвы в Новосибирск).
В SBS Consulting Дмитрий Бабанский прогнозируют, что обслуживание существующего парка будет идти по параллельному импорту.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.