Результаты датской пивоваренной группы Carlsberg за прошлый год превзошли ожидания аналитиков — рост продаж был обеспечен высоким спросом в России и Восточной Европе на фоне снижающейся популярности пива на Западе.
Операционная прибыль Carlsberg в 2005 г. составила 3,25 млрд датских крон (около $562 млн) — примерно на 15% больше, чем годом ранее, а продажи возросли на 5% до $6 млрд. В 2005 г. Carlsberg продала примерно 101,6 млн гектолитров пива, впервые преодолев рубеж в 100 млн гектолитров, и 19,1 млн гектолитров безалкогольных напитков. Задолженность группы с учетом кредитов достигла относительно высокой, по мнению экспертов, отметки в $534 млн.
На своих традиционных западноевропейских рынках компания столкнулась с “застоем либо спадом и ценовым давлением”, говорится в заявлении Carlsberg, и объем продаж на этих рынках сократился в четыре раза. Потребление пива в Западной Европе снижается благодаря нескольким факторам — старению населения, запрету на курение в барах в Норвегии, Италии и Ирландии, моде на разнообразные шипучие напитки и более бережному отношению потребителей к своему здоровью. Поэтому, как и другие пивовары, Carlsberg стремится на развивающиеся рынки — в Россию, Восточную Европу и Азию, а прежде всего в западные провинции Китая.
Ростом показателей в прошлом году Carlsberg обязана значительному увеличению прибыли BBH — совместного предприятия Carlsberg с компанией Scottish & Newcastle, работающего в России и Восточной Европе. Чистая выручка BBH, более двух третей продукции которой продается именно в России, выросла в 2005 г. на 21,1% до $2,183 млрд, а объем произведенного пива увеличился на 12% до 41,53 млн гектолитров. Доля компании на российском рынке увеличилась на 2,1 процентного пункта до 36,3%. Carlsberg рассчитывает на продолжение роста в этом году, и прежде всего за счет деятельности BBH и других операций в Восточной Европе и Азии.
Опубликованный ранее долгосрочный план развития Carlsberg предполагает закрытие почти половины из 29 пивоварен компании в Западной Европе. Только в Великобритании в этом году будут сокращены 400 сотрудников. “Конкуренция в Великобритании достаточно жесткая <…> на продажах Carlsberg здесь негативно отразилась консолидация сетей пабов”, — говорится в заявлении компании. Carlsberg также собирается закрыть свою историческую пивоварню в городе Вальби недалеко от Копенгагена и сконцентрировать отечественное производство в городе Фредериция, вложив в него $128 млн. В Вальби останется только новая микропивоварня Jacobsen и штаб-квартира группы, будут сохранены исторические здания. Выигрыш в производительности за счет перевода производства из Вальби, по расчетам, составит $27 млн. Компания сообщила о намерении продолжить “масштабные мероприятия по реструктуризации и оптимизации” производства. (FT, 21.02.2006, Кирилл Корюкин)