Американские фармацевты намерены сотрудничать с российскими коллегами, но путь на рынок США российским сетям это не откроет
На днях в американском городе Палм Бич представители Российской ассоциации аптечных сетей и Национальной ассоциации аптечных сетей США подписали декларацию о сотрудничестве. Документ подписан в рамках международной программы взаимодействия ассоциаций аптечных сетей в ходе ежегодного собрания компаний-участников НААС. Предполагается, что в ходе начавшегося сотрудничества американские коллеги помогут российским ритейлерам организовать цивилизованный фармрынок в России. Эксперты считают, что подобный альянс может свидетельствовать об инвестиционном интересе американских аптечных сетей к российскому рынку. До сих пор они были представлены в России лишь своей продукцией.
National Association of Chain Drug Store (Национальная ассоциация аптечных сетей США, НААС) была основана в 1933 г. шестью аптечными сетями. В настоящее время она включает в себя более 200 аптечных сетей, в состав которых входит около 36 тыс. аптечных предприятий с оборотом более 650 млрд долл., из них 221 млрд приходится на рецептурные препараты. В настоящее время членами НААС являются 90 участника из 30 стран мира.
С российской стороны декларацию о сотрудничестве подписал председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Сергей Кривошеев (председатель совета директоров крупнейшей российской аптечной сети «36,6»). Как пояснили RBC daily в российской ассоциации, предполагается наладить взаимодействие по нескольким направлениям: в первую очередь это будет мониторинг законодательства, регуляторных, юридических и организационных инициатив, которые могут повлиять на развитие и благополучие аптечных сетей США и России. Кроме того, планируется повышение роли надлежащей аптечной практики в РФ и США, а также профессионального уровня персонала аптечных сетей, входящих в РААС и НААС. Ассоциации намерены обмениваться информацией и организовывать совместные мероприятия. «Мы уверены, что опыт сотрудничества с американскими коллегами окажется исключительно полезным для РААС в плане поиска путей решения актуальных проблем развития отрасли, построения цивилизованного и прозрачного фармацевтического рынка», – уверен председатель координационного совета РААС Сергей Кривошеев.
Одной из главных проблем современного российского фармацевтического ритейла участники рынка называют отсутствие точного законодательного определения понятия «аптечная сеть», ее прав и обязанностей по отношению к государству и потребителю. Как пояснил RBC daily генеральный директор РААС Дмитрий Коников, представителей российской стороны в первую очередь интересует опыт американских законодателей по созданию свода документов, регулирующего деятельность аптечных сетей. «У нас с США близкая структура аптечных рынков, – говорит он. – У них, как и у нас, есть крупные национальные аптечные сети, поэтому нам важен их опыт, чтобы двигаться по проторенной дороге. В России нет закона, закрепляющего основы аптечной практики. В данный момент существуют лишь добровольно принимаемые на себя игроками рынка обязательства, которые гарантируют качество продаваемой продукции. В США, если потребитель знает, что эта аптека входит в ассоциацию и действует по нормам надлежащей аптечной практики, это служит гарантией того, что в такой аптеке нельзя купить фальсифицированный товар».
Как рассказывает г-н Коников, у американской ассоциации очень серьезный общественный вес, поскольку она объединяет большинство аптечных учреждений страны. Российские коллеги планируют пройти тот же путь развития. «У наших коллег – молочного союза, союза производителей соков, – продолжает г-н Коников, – есть механизмы контроля производителей, в их сетях мы уже не купим недоброкачественного продукта». Планируется, что в первую очередь, в рамках сотрудничества, за пару лет будут созданы такие документы, которые закрепят законодательные инициативы участников рынка. Г-н Коников уверен, что американцы готовы поделиться своим опытом.
Участники рынка согласны с тем, что подобная договоренность может принести положительный эффект. «В результате подписания данного соглашения можно ожидать ускорения процесса перехода российской фармацевтической отрасли на международные стандарты качества, – сказал RBC daily генеральный директор фармацевтического завода «Софарма» Огнян Донев. – Причем это касается как государственных инициатив в области законодательства и юридического регулирования, так и инициатив участников рынка». По словам г-на Донева, в частности, это касается мер по борьбе с фальсификатом и достижения максимальной прозрачности по всей цепочке перемещения фармацевтических товаров от производителя до покупателя.
Однако не все эксперты уверены в бескорыстности американских коллег. Вполне возможно, что, связываясь с отечественной ассоциацией, американцы имеют виды на какой-либо из сегментов российского фармацевтического бизнеса. «Работа в рамках мониторинга законодательных и организационных инициатив может стать первым пробным шагом для американских инвесторов, планирующих развитие бизнеса на территории РФ», – сказал RBC daily руководитель департамента регионального развития компании «СИА Интернейшнл» Максим Якушкин. По его мнению, внимание большинства инвесторов, как иностранных, так и отечественных, в настоящее время привлекает уже не столько производство, сколько дистрибьюторский и розничный сегмент.
С ним согласен исполнительный генеральный директор Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов. «Российские сети, как бы масштабно и красиво они сегодня не выглядели, находятся в стадии агрессивного развития, – сказал он RBC daily. – Для тех из них, кто планирует развитие национальных сетей, партнерский союз с иностранными компаниями очень важен. США же получает в лице РААС внятного партнера, который может информировать американского инвестора о состоянии данного сегмента рынка, его отдельных игроках и возможностях. И хотя американцы пока не заявляли открыто о своих амбициях, это вполне может сигнализировать о скором выходе на российский рынок американских сетей». По мнению г-на Демидова, если говорить о реализации российских интересов на территории США, отечественный фармацевтический ритейл пока не имеет финансовых возможностей.