Россияне экономят на всем, свидетельствуют данные исследовательского холдинга "Ромир" за февраль: 5-процентное падение реальных расходов в течение месяца произошло впервые за всю историю наблюдений – с 2007 года.

Экономят и запасают

Панель "Ромира" в онлайн-режиме отслеживает покупки более 10 тыс. потребителей в 52 городах России с населением более 100 тыс. человек: покупатели после посещения магазина сканируют штрих-коды всех купленных товаров, которые они принесли домой.

Потребительские расходы россиян в номинальном выражении (без учета инфляции) снизились в феврале 2015 года к январю на 2,5%, а реальное снижение (с учетом инфляции) составило 5%, говорится в отчете "Ромира". Такое падение расходов в течение месяца стало самым сильным за всю историю наблюдений, пояснил РБК ведущий эксперт исследовательского холдинга Игорь Березин: о подобной экономии можно было говорить в конце 1990-х, предположил он.

По сравнению с февралем 2014-го расходы в номинальном выражении увеличились на 9%, но этот рост полностью съедается инфляцией, пишет "Ромир". Потребительская инфляция за прошлый год составила, по данным Росстата, 11,4%, в этом году, только за два первых месяца – больше 6%. И это, по мнению "Ромира", в годовом выражении означает рост цен в 2015-м на 15–16%. Такой высокой инфляции в нашей стране не было, по крайней мере, с 2000 года, отмечается в исследовании. Таким образом, реальные повседневные расходы в феврале 2015-го оказались на 5–6% ниже расходов аналогичного месяца 2014-го, делают вывод аналитики.

Больше всего россияне в прошлом месяце экономили на продуктах питания, утверждает "Ромир": расходы в этой категории в феврале снизились к январю на 18,5% в реальном выражении и на 1,5% в номинальном.

При этом выросли затраты на покупку впрок непродовольственных товаров, например моющих средств, декоративной косметики, гелей для душа, зубной пасты, считают аналитики: доля non-food в корзине потребителя в январе 2015-го выросла до исторического максимума – до 48% всех расходов, в феврале она совсем немного снизилась – до 45%. Для сравнения: в январе 2014-го и январе 2009-го она составляла около 40%, в период с 2010-го по 2013-й была ниже 30%.

Расходы на покупку непродуктовых товаров выросли в феврале к январю в номинальном выражении на 25,5%, с поправкой на инфляцию – на 6–9%.

Дискаунтеры в помощь​​

Потребители продолжают "жесткую оптимизацию" своей продовольственной корзины, отмечается в исследовании "Ромира". Во-первых, значительное число потребителей переключились на более дешевые товары – как внутри одной и той же категории, так и между ними, некоторые стали чаще ходить в магазины "доступных цен". Во-вторых, покупатели начали активно использовать акции, купоны, дисконтные карты и спецпредложения, которые предлагают торговые сети, говорится в исследовании.

С начала года в магазинах группы "Дикси" наблюдается небольшой, менее 1%, рост доли товаров "первой цены" в корзине покупок, то есть самой дешевой продукции, рассказала директор по внешним связям ретейлера Екатерина Куманина. По ее словам, продавцы наблюдают традиционные сезонные изменения в покупательских предпочтениях, смещение спроса между категориями, но особенного стремления к экономии пока не заметили.

О том, что россияне начали экономить на продуктах питания еще в декабре, говорилось в исследовании Sberbank CIB. По мнению аналитиков банка, выгоду от экономии почувствуют дискаунтеры и магазины формата "у дома". Тот же тренд подтверждает отчетность крупнейших ретейлеров за 2014 год: так, у "Магнита" и X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") наибольший рост выручки демонстрировали именно дискаунтеры и универсамы. Чистая розничная выручка "Пятерочек" за прошлый год увеличилась на 25,1%, до 435,82 млрд руб., "Магнитов" – на 28,1%, до 577,77 млрд руб. В магазинах X5 с начала 2015-го действительно выросло количество промоакций, были расширены скидочные программы в "Перекрестках", подтвердил представитель X5 Владимир Русанов.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar