Глобальный индекс потребительского доверия упал до беспрецедентно низкого уровня за последние шесть месяцев − с 84 пунктов до 77, сообщается в исследовании Nielsen.

Глобальный индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen дважды в год исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе недавнего опроса (19 марта – 2 апреля 2009 г.) компания Nielsen опросила свыше 25 000 регулярных интернет-пользователей в 50 странах мира, включая Россию.

Исследование Nielsen показало, что самый значительный рост потребительского пессимизма наблюдается в странах, которые еще полгода назад входили в список самых оптимистичных. Если полгода назад наибольшее падение индекса наблюдалось в Европе, то теперь кризис по-настоящему ударил по потребительским настроениям на развивающихся рынках, таких как Россия и Бразилия.

Самое заметное охлаждение потребительского климата наблюдается в России, где индекс потерял по сравнению с октябрем 2008 г. 29 пунктов, набрав лишь беспрецедентно низкие 75 пунктов (в октябре 2008 г. индекс составлял 104 пункта). Такой низкий результат фиксируется Nielsen в России впервые за всю историю измерений индекса в этой стране. Также значительно падение индекса наблюдается в ОАЭ и Бразилии (снижение на 21 пункт).

В региональном разрезе, самый низкий уровень потребительского доверия зафиксирован в Латинской Америке. Средние значения индекса в регионе упали на 15 пунктов (с 82 до 97). В Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается более умеренное снижение − на 7 пунктов. 

Экономика России не избежала последствий глобального кризиса и просела впервые за последнее десятилетие. Сдержанный оптимизм потребителей и выжидательные настроения, которые в России наблюдались в конце 2008 г., сменились резким разочарованием и ожиданием самого худшего. Не способствовали росту оптимизма и последовавшие в конце прошлого года падение цен на нефть. А поднявшаяся волна увольнений, девальвация национальной валюты и снижение темпов роста бизнеса во многих секторах экономики, заставила россиян вспомнить кризис десятилетней давности, − говорится в исследовании.

Сегодня звание «самого оптимистичного рынка» принадлежит Азиатско-Тихоокеанскому региону. Индонезия возглавила список стран с самым высоким индексом потребительского доверия (104). На втором месте − Дания (102 пункта). Замыкает тройку лидеров Индия (99 пунктов). Самые пессимистичные страны − Южная Корея (31 пункт), Португалия и Латвия (48 пунктов).

Индекс потребительского доверия упал в 49 из 50 стран мира, где проводился его недавний замер. Тайвань − единственная страна, где показатели индекса выросли: с 60 до 63 пунктов, − впрочем этот показатель все равно ниже глобального индекса на целых 14 пунктов. 

В то же время исследование Nielsen показало, что в некоторых регионах, в частности, в регионе Ближний Восток/Африка и Северная Америка, − индекс снизился незначительно за последние полгода (для указанных регионов − на 2 и 3 пункта соответственно). Отсутствие заметного падения может являться первыми признаками того, что рецессия достигла своего дна.

Данные исследования Nielsen показывают, что, возможно, мир уже близок к нижнему порогу экономического цикла. В частности, в США потребители хотя и изменили свое поведение − 40% респондентов сообщают, что сегодня средства, оставшиеся после основных расходов на проживание, тратят на оплату долгов и сбережения, − в целом все больше американцев смотрят в будущее более оптимистично. Почти 20% опрошенных уверены, что в ближайшие 12 месяцев можно ожидать восстановления экономики.

Европа остается самым пессимистичным рынком мира с индексом доверия 70 пунктов, − это на 7 пунктов ниже глобальных показателей, что говорит о том, что процесс восстановления экономики в Европе будет более длительным и будет протекать медленнее. Самые значительное падение в Европе, кроме России, наблюдается в Венгрии (минус 19 пунктов, по сравнению с октябрем 2008 г.), Латвии (минус 17 пунктов) и Финляндии (минус 15 пунктов).

По данным исследования Nielsen, 77% опрошенных онлайн пользователей в 50 странах мира считают, что их страна сейчас в глубокой рецессии. Полгода назад таковых было 63%. Исключение оставляет Китай, где 65% участников исследования уверены, что в их стране нет никакой рецессии.

Хотя темпы роста экономики Китая несомненно замедлились, объем розничных продаж потребительских товаров вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. И многие китайские потребители считают ближайшие 12 месяцев хорошим временем для инвестиций в недвижимость и рынок акций. Кроме этого, потребители Китая продолжают путешествовать, несмотря на глобальный экономический кризис.

Из тех участников исследования Nielsen, кто считает, что их страна переживает экономический спад, 52% ожидают, что в ближайшие годы улучшения не наступит. Каждый второй не верит в возможность быстрого восстановления экономики. Медленный рост  − это лучшее, на что рассчитывают потребители-пессимисты в нынешней ситуации.

Однако далеко не все считают, им придется долго страдать от рецессии. Многие уже сейчас планируют, как они отпразднуют возвращение хороших времен.  Каждый пятый (23%) опрошенный онлайн пользователь, из тех, что считает, что его страна находится сейчас в рецессии, верит, что в ближайшие 12 месяцев ситуация изменится. Впереди всех − потребители Вьетама (60%) и Индии (56%). Каждый третий в Австрии, Швеции, Норвегии, Индонезии, Мексике, ОАЭ и России также считают, что до выхода их рецессии рукой подать.

В 31 стране из 50, где проводилось исследование Nielsen, возможность остаться без работы является самым главным источником беспокойства для потребителей. Глобально этот показатель вырос до 22% (с 9% в октябре 2008 г.), и впервые вышел на первое место в списке главных источников для беспокойства потребителей.

Больше обеспокоены этой проблемой потребители в таких странах как Китай (29%), Гонконг (33%), Индия (29%), Сингапур (32%), Вьетнам (36%), Италия (24%), Испания (34%), Венгрия (31%), Мексика (29%). В России 23% участников исследования Nielsen считают сохранение рабочего места главным источником беспокойства.

В нынешних условиях каждый пятый (26%) потребитель в мире считает свои перспективы на рынке трудоустройства плохими, − по сравнению с 17% в октябре 2008 г. В Латвии 78% опрошенных считают свои перcпективы на рынке трудоустройства плохими, также как 74% в Корее, 60% в Японии и 42% в Британии.

29% российских респондентов сообщили, что оценивают свои перспективы на рынке трудоустройства в ближайшие 12 месяцев как плохие. Всего тех, кто считает свои возможности трудоустройства как не слишком хорошие и плохие − 84%.

Фото Натальи Ульяновой

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar