Дорога к 3PL-оператору
Основная роль SCM (управления цепочками поставок) заключается в повышении эффективности товарооборота розничной компании.
Помните рекламный ролик компании «Лента», когда на экране мы как бы видели ускоренную запись того, как товар появляется на полках, затем моментально его раскупают, и уже сразу подъезжает машина с новым товаром, и т.д? Вся эта скорость невозможна без хорошо отлаженного управления цепочками поставок. По сути, «Лента» показала идеальный вариант работы.
Еще год назад ритейлеры говорили о том, что без налаженной логистики невозможно получить преимущество на российском рынке. Крупные сети строили свои распределительные центры (РЦ), вкладывая массу средств в этот участок своего развития.
В тоже время бывший генеральный директор Castorama в России Питер Партма, на одном из форумов, организованных ИД Retailer c удивлением воскликнул: «В России есть логистика? Нужно обменяться телефонами».
И действительно было чему удивиться. Во всем цивилизованном Западе, логистику рознице обеспечивает производитель. В этом случае компании достаточно сделать заказ и в нужные магазины тут же пребывает товар, в соответствии с заказом.
Почему же в России этого нет? Да потому что, по мнению участников рынка, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, которые насыщенны не только торговыми, но и складскими площадями, есть еще масса других регионов. Когда ритейлер, развиваясь, выходит в удаленные города, пусть и милионники, в первую очередь он сталкивается как раз с отсутствием не то что логистических парков класса А, а вообще в более менее приличных складских площадей. Выход один – построить самому свои склады, обеспечив городскую администрацию доходом в бюджет, город рабочими местами, а себя попытаться обезопасить от пустых полок.
Не смотря на то, что сейчас ситуация примерно так и обстоит, уже есть сподвижки в сторону развития. Многие девелоперские компании осознали преимущества строительства качественных логистических парков в регионах и принялись за работу.
Например, в Воронеже, идет строительство логистического парка площадью 100 000 кв.м. Причем это не будет просто большой склад, сдающий площади в аренду. Ритейлер сможет полностью отдать свою логистику такой компании на аутсорсиннг – 3PL оператору.
При принятии решения отдать свою логистику на аутсорсинг, считают эксперты, нужно смотреть на следующие факторы: во- первых, снижение издержек, связанных с услугой как таковой, во-вторых, это значительное сокращение численности персонала, в-третьих, это возможность большей концентрации на основном виде деятельности, в-четвертых, конкурентная стратегия, все это также привносит улучшение качества поставок и улучшение качества продуктов и услуг.
Тут есть, конечно, и отрицательные моменты, как потеря определенного контроля и сокращения рабочих мест.
«Основная цель грамотной организации цепочки поставок состоит как раз в своевременных поставках в торговую точку необходимого для продажи количества и ассортимента товаров», — считает Алексей Цацулин, исполнительный директор ООО «САННА-ЛИТЕР Терминал».
По его мнению, необходимо выделить основные особенности розничного бизнеса, которые нужно учитывать при организации цепочки поставок:
1. Склад при торговой точке очень мал: как правило, его хватает для хранения складского запаса на 1-2, реже на 3 дня. Поэтому необходимо постоянно доставлять товар в торговую точку, чтобы избежать пустых полок.
2. Многие торговые точки находятся в городе, где доставка грузов большегрузным транспортом затруднена из-за напряженной транспортной ситуации и запрета движения большегрузного транспорта в дневное время. Поэтому доставку приходится организовывать ночью или ранним утром. Отсюда вытекает следующий пункт.
3. Поскольку машина грузится в распределительном центре, то заказы должны быть правильно подобраны и готовы к загрузке. Большую роль здесь играет автоматизированная система оформления заказов между магазином и распределительным центром сети.
Эти особенности, а также индивидуальные требования каждого ритейлера может выполнять логистическая компания, то есть 3PL — оператор. Переводя свою логистику на аутсорсинг, ритейлер может вздохнуть спокойно и начать делать то, для чего он собственно существует, а именно продавать. Уже сейчас есть ритейлеры, которые ведут переговоры с логистическими компаниями о передаче рядя цепочек поставок на аутсорсинг чтобы освободить себя от лишних издержек.
Например, одна сеть активно развивается, и строит сама свои магазины. Ей удобнее передать логистической компании все свои стройматериалы, и вовремя их получать, тогда как продукцию сеть хранит в собственных складах.
Или та же сеть «Копейка», строит собственные склады, так как развивается давно и количество регионов присутствия сети весьма впечатляет. Тоже самое можно сказать про сеть «Техносила». Их развитие идет в двойном направлении – ритейл и логистика. Более того, они строят логистический комплекс и собираются часть свободных площадей в нем сдавать другим компаниям. Если подумать, то называя практическую любую компанию из Топ-50 российского ритейла, понимаешь, что у каждой свои РЦ.
Участники логистического рынка считают, что ритейлеру вовсе необязательно продавать свои склады (если уж они есть), их также можно передавать в управление 3PL-операторам для организации операций на этих складах или сдавать в аренду.
Максим Касаткин, коммерческий директор Direct Logistics утверждает, что любой крупной компании выгодно отдать свою логистику 3PL – оператору (главное чтобы сам оператор был надежным). Выгодно потому, что эта как раз та самая статья расходов, которая легко и наглядно просчитывается. Компания всегда будет понимать, сколько и за что она платит.
Почему говорим о надежности? Потому при недобросовестной работе логистического оператора может возникнуть массу негативных факторов. Например, не соответствие склада характеру груза, требованиям к хранению и обработке, несвоевременное начало операций, изменение цен после начала работы, выход за рамки бюджета, очень ограниченная функциональность WMS, неправильная технология, недостаток ресурсов (персонал, техника), неполная или несвоевременная отчетность, низкий уровень сервиса, узкий перечень услуг, неудобное месторасположение (в том числе подъездных путей).
Поэтому строительство своих РЦ для ритейла – вынужденная мера. Ведь объемы деятельности в условиях стремительно развивающегося рынка таковы, что требуется постоянно расширять складские площади, особенно в случае присутствия в работе фактора сезонности.
Возвращаясь к теме надежности, если 3PL-оператор может предоставить качественные услуги, то работа с ним может быть достаточно выгодной для ритейлера, да и просто необходимой. «Ведь потребности в аренде складов возникают и при выходе в новые регионы. Как правило, компания сначала открывает торговые точки и только потом в случае необходимости приступает к строительству собственных складов. Это накладывает тяжёлое инвестиционное бремя на ритэйл, который по своей сущности должен быть динамичным и быстро следовать за спросом».
В заключение можно привести небольшую сравнительную характеристику собственного распределительного центра и аутсорсинга, предоставленную Алексеем Цацулиным:
Собственный РЦ:
∙ Возможность диверсификации бизнеса
∙ Персонифицированный сервис
∙ Независимость от провайдера
∙ Отвлечение административного ресурса
∙ Возможность ошибки при выборе WMS, оборудования
Аутсорсинг РЦ:
∙ Концентрация на основном бизнесе – развитие сети
∙ Зачастую стандартизированный сервис
∙ Фиксирование тарифов, прозрачный бюджет
∙ Потери оплачивает провайдер
∙ Отсутствие проблем с персоналом (найм, обучение, контроль и проч.)
∙ Возможности расширения
Обзор подготовила Алла Малова, отдел спецпроектов ИД Retailer