В прошлом году десятке крупнейших продавцов сотовых телефонов удалось вдвое увеличить свою долю на рынке — сейчас она составляет 72%. Произошло это благодаря тому, что самые крупные сети активно открывали в регионах свои салоны, а также скупали местных игроков или продавали им свою франшизу. В этом году лидеры могут начать съедать друг друга и десятка крупнейших игроков превратится в пятерку, прогнозируют эксперты.
Агентство “Сотовик” опубликовало результаты исследования, свидетельствующего о консолидации на российском рынке сотовой розницы. В декабре 2003 г. 10 крупнейших российских ритейлоров (Тop-10) занимали всего 20% рынка по количеству проданных сотовых телефонов. В конце 2004 г. на них приходилось уже 45% рынка, а в декабре 2005 г. — 72%. Тенденцию укрупнения рынка подтверждает и крупнейший его участник — компания “Евросеть”. По ее данным, в конце 2004 г. на участников Тop-10 приходилось 30% рынка, а год спустя их доля увеличилась более чем в два раза — до 76%. При этом на тройку лидеров, по оценке “Сотовика”, в декабре прошлого года приходилось 48% рынка, а MRG оценивает их долю в 55%.
Основной причиной укрупнения рынка в 2005 г. стали региональная экспансия “Евросети” и “Связного” и развитие франчайзинговых проектов “Цифрограда”, Dixis и Divizion, говорят участники рынка. Практически все эти компании за год удвоили количество салонов. По собственным данным дилеров, у “Евросети” количество российских магазинов выросло с 1174 до 2854, у “Связного” — с 406 до 854, у “Цифрограда” — с 300 до 800, у Dixis — c 320 до 700, у Divizion — c 80 до 600. Вдобавок прошедший год в сотовом ритейле прошел под знаком слияний и поглощений. “Региональные компании либо продавались, либо вступали во франчайзинговые программы”, — отмечает пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков. “Евросеть” купила воронежскую компанию “СССР”, владеющую 32 салонами, сибирский “Мобильный мир” (40 магазинов), а также одного из участников “большой десятки — 2004” — столичный “Техмаркет” (157 магазинов). К Divizion присоединились вологодская сеть “Сотник” (15 салонов), пермская “Мир техники” (17), омская “Радуга-GSM” (20), пензенская “Соната” (22), волгоградская “Сотби” (25) и ивановская “Сеть+” (69). Dixis купила своего крупнейшего франчайзингового партнера — красноярскую StarCom-Mobile (46 салонов) и заключила франчайзинговые договоры с омской “Интерантенной” (29), томским “Комстар-Телекомом” (20) и тверским “Активом” (13). А у “Цифрограда” крупными франчайзинговыми партнерами в минувшем году стали челябинский Т1 (69 салонов) и столичный “Анарион” (156). “В итоге крупных независимых региональных сетей на рынке практически не осталось”, — резюмирует аналитик MRG Эльдар Муртазин.
В этом году процесс укрупнения и консолидации рынка сотового ритейла продолжится, считает пресс-секретарь Dixis Татьяна Москалева. По мнению президента “Евросети” Элдара Разроева, основными объектами поглощения будут мелкие региональные дилеры. Одновременно федеральные ритейлоры будут активно открывать собственные салоны, добавляет пресс-секретарь компании “Беталинк” Алексей Абрахманов. По его мнению, выбор между решениями о покупке сети или открытии собственных магазинов в регионе будет зависеть исключительно от того, что будет выгоднее и перспективнее.
А по мнению главного редактора “Сотовика” Сергея Коляды, консолидация рынка розничных продаж сотовых телефонов в этом году будет проходить под знаком слияний и поглощений внутри Top-10. В результате к концу 2006 г. количество сильных игроков на рынке может сократиться до пяти (“Евросеть”, “Связной”, “Цифроград”, Divizion и Dixis), и на них будет приходиться 83-85% всех продаж, прогнозирует он. В Divizion и Dixis согласны с таким сценарием. “Остальные 15-20% рынка распределят между собой региональные сети, интернет-магазины, дикие точки, сети по продаже электронной, бытовой и компьютерной техники и др.”, — считает Манджиков. А вот Муртазин считает, что крупных слияний и поглощений внутри “большой десятки” ждать не стоит: “У этих компаний нет серьезных проблем, вынуждающих продаваться конкурентам”. С ним согласен и Разроев: “Компании продаются лишь в кризисных ситуациях, а сейчас все нормально”.
Справка:
По оценкам агентства “Сотовик” и исследовательской компании Mobile Research Group (MRG), тремя крупнейшими участниками российского рынка сотового ритейла по количеству проданных трубок сейчас являются “Евросеть”, “Связной” и “Цифроград”. Помимо них в Top-10 входят “Альт-Телеком”, “Беталинк”, Divizion, Dixis, “Телефон.ру”, “Телефорум”, “Ультрастар”.