Общественная организация "Опора России" предлагает ужесточить закон "О торговле", обязав ритейлеров раскрывать цены на различные услуги для производителей. По замыслу организации расходы поставщика на маркетинг должны оставаться в пределах 5% от стоимости поставки. О нарушениях ритейлеров их контрагенты должны будут сообщать в Федеральную антимонопольную службу под угрозой штрафа 1,5 млн руб.

"Опора России" направила председателю комитета Госдумы по безопасности Ирине Яровой свои предложения (копия есть у "Ъ") ко второму чтению поправок к закону "О торговле". Законопроект, подготовленный госпожой Яровой совместно с группой депутатов и сенаторов, в мае был принят в первом чтении. Он предусматривает снижение допустимого размера совокупных выплат сетям от поставщиков до 3%, тогда как сейчас только премия за объем закупки, ретробонус, составляет 10%. Также предлагается сократить срок оплаты поставленной продукции до 5-35 дней в зависимости от сроков хранения продукции (сейчас 10-45 дней).

Организация предлагает пойти еще дальше и обязать ритейлеров публиковать на своих сайтах прейскурант с ценами на продвижение товара, аренду торговых площадей для размещения оборудования поставщика и другие тарифицированные услуги. Например, предоставление услуг по продвижению товаров не должно стоить дороже 5% от цены партии, говорится в письме. "Опора" настаивает, что предоставление поставщику отчетов о реализации товаров в сети не является услугой. Ранее поставщики неоднократно жаловались, что в некоторых сетях предоставление таких отчетов классифицируется как маркетинговая услуга и стоит десятки процентов от стоимости поставки. Также "Опора" предлагает обязать поставщиков сообщать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обо всех случаях понуждения к уплате каких-либо вознаграждений, не предусмотренных законом, и случаях, когда объем выплат превышает установленный порог. Ответственность поставщика за сокрытие этой информации должна быть не менее 1,5 млн руб.

Поправки помогут ограничить реальные объемы выплат ритейлерам, поясняет вице-президент "Опоры" Максим Каширин. "Если снизить только ретробонус, то все недополученные средства сеть вернет через маркетинговые услуги, которые могут оказывать аффилированные с ней компании — третьи лица. Мы предлагаем прикрыть эту лазейку",— сказал господин Каширин. В ФАС не знакомы с последними предложениями "Опоры", поэтому не стали комментировать ее инициативу.

Госпожа Яровая передала "Ъ", что все предложения, поступающие в ее аппарат, перенаправляются в профильный комитет для рассмотрения. В комитете по экономической политике и предпринимательству, ответственном за принятие поправок к закону "О торговле", в курсе предложений "Опоры". Зампред комитета Виктор Звагельский признает, что от бизнеса уже стали поступать сигналы о переходе на оказание маркетинговых услуг третьими лицами. Вместе с тем, считает он, "Опора" предлагает избыточное регулирование. "Никто не мешает поставщикам и сейчас обращаться в ФАС, если их принуждают заключать какой-либо договор",— говорит депутат.

Сегодня практически невозможно доказать сам факт принуждения поставщика к использованию услуги, подчеркивает заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. По его мнению, установление любых пороговых значений — 1%, 3% или 5% — не решит вопроса с фиктивными договорами оказания промоуслуг. Сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев считает, что от предложений "Опоры" совсем недалеко до законодательного установления наценок или даже цен. "Странно требовать от частных компаний такой прозрачности, которую не требуют от госкомпаний,— говорит господин Ломакин-Румянцев.— От того, что все будут знать, сколько стоит продвижение краснодарского огурца в Барнауле, ситуация не изменится. Всегда есть те, кто с интересом смотрит в незанавешенные окна".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments