Вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин считает, что снизившаяся конкуренция в непродовольственном ритейле — прекрасный повод начать бизнес в этом сегменте. Об этом он рассказал в итоговом номере журнала "РБК":
"Я смотрю на наступающий год с умеренным оптимизмом. В 2010-м потребительский спрос быстро восстанавливался, оборот розничной торговли за январь-сентябрь вырос примерно на 4,5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. У населения появились лишние деньги, которые можно потратить на одежду, обустройство дома, какие-то прихоти. Однако спрос все еще смещен в сторону низкого ценового сегмента, именно поэтому на протяжении всего уходящего года лучше остальных чувствовали себя ритейлеры, работающие в формате дискаунтеров, они же будут увереннее всех развиваться и в перспективе. К примеру, товары в сети гипермаркетов "Наш дом" на 12-15% ниже по стоимости, чем у конкурентов. И, несмотря на то что средний чек за покупку в кризисный период уменьшился примерно на 5%, падения дохода за это время сеть не ощутила: количество ее посетителей возросло за счет расширения целевой аудитории. А в 2010-м товарооборот сети увеличился на 10%.
Новый год вряд ли удивит нас резкими темпами роста, рынок продолжит умеренно восстанавливаться, но окончательно это произойдет не раньше следующего декабря. Сегодня игроки постепенно активизируются, и, хотя розница с гораздо меньшими потерями преодолела кризис, чем, скажем, строительная отрасль, многие операторы пересмотрели стратегию развития, кому-то пришлось закрыть неэффективные точки, а кто-то был вынужден совсем уйти с рынка. В 2011-м часть из них захочет возобновить развитие или вернуться, эта тенденция прослеживалась уже в 2010-м.
На будущий год ГК "Ташир" планирует дальнейшую экспансию собственных торговых сетей, мы считаем, что для этого наступил благоприятный период. Последние несколько лет мы пользовались тем, что уровень конкуренции в непродуктовом ритейле снизился, и увеличивали долю торговых компаний в структуре бизнеса группы: по итогам 2009-го она подскочила с 8 до 20%, а по предварительным итогам 2010-го вырастет с 20 до 26%. К старым сетям "Наш дом" и "Синема Стар" добавился целый ряд новых ритейл-проектов. Среди них — сеть магазинов одежды "Модный Альянс", сеть детских магазинов Kids Garden, сеть тематических ресторанов Comedy Cafe и др."
Павел Бреев, вице-президент и директор по развитию "М.Видео":
"Одним из самых значимых событий уходящего года является формирование так называемой "большой тройки" продавцов бытовой техники и электроники — "М.Видео", "Эльдорадо", MediaMarkt/Saturn. А основным трендом года наступающего будет продолжение активной консолидации данного рынка и увеличение покупательской активности граждан, особенно в регионах. Дело в том, что третий квартал 2010-го стал переломным моментом для российского ритейла: большинство покупателей, закрыв предыдущие кредиты, вновь устремились за покупками, а банки начали активнее финансировать население — по сравнению с предыдущим годом кредитные продажи выросли на 30%, вновь возник спрос на ноутбуки, дорогие смартфоны, крупную бытовую технику среднего и высокого ценовых сегментов. Активизация покупателей расшевелила ритейлеров, думаю, в ближайшем будущем это поможет сетям значительно вырасти. Мы надеемся, что в новом году государство уделит особое внимание решению логистических и транспортных вопросов, которые являются основным препятствием для развития бизнеса во многих регионах России".