Путаница с русским написанием английского слова «retail» — «розничная торговля» — существует не первый десяток лет и давно провоцирует вялотекущие споры в отрасли. Мы тоже не остались в стороне и решили разобраться — где же правда в этом непростом вопросе.

Давайте начнём с правил. Официально — ритейл или ретейл?

Официально, конечно, ретейл — такая норма установлена в орфографическом словаре под редакцией В.В. Лопатина. Формально всё верно: по нормам языка, английское «retail» в русском заимствовании сохраняет букву Е — хоть и звучит там очевидная И.

Впрочем, не все академические издания с этим согласны: в специализированных словарях (например, в «Справочнике технического переводчика» или «Универсальном дополнительном практическом толковом словаре И. Мостицкого» и ещё в ряде других) используется форма «ритейл». Это тоже вносит свою долю путаницы.

Окей, а как на практике пишут?

На практике «ритейл» на порядок популярнее «ретейла»: 120 тысяч показов против 3 тысяч показов в месяц по данным сервиса «Яндекс.Wordstat». Это связано, конечно, с тем, что норма устоялась прежде, чем до неё добрались формалисты от языка.

Слово «ритейл» используют большинство СМИ, в том числе важнейшие для отрасли «КоммерсантЪ» и «Ведомости». В свою очередь, форма «ретейл» прижилась в федеральном РБК (региональные редакции бренда пишут как придётся), Forbes и некоторых изданиях помельче. При этом в последнее время в СМИ появилась тенденция перехода к написанию через Е — но сложно предсказать, насколько это повлияет на существующую на рынке традицию.

То есть, получается, многие СМИ пишут неграмотно?

Формально — да. Но их можно понять: так говорит их читатель (да и поисковый трафик с гораздо более популярного запроса — через И — точно не будет лишним).

С журналистами понятно. А как говорят сами ритейлеры?

Большинство ритейлеров выбирают букву И — по крайней мере, так следует из тех сайтов и пресс-релизов, что мы смогли проанализировать. В названиях компаний «ритейл» тоже встречается чаще, чем «ретейл» — примерно в 20-30 раз (из тех компаний, что известны поисковым системам).

Ладно, я окончательно запутался. Как в итоге следует писать?

Пишите «розничная торговля» — не ошибётесь. А вообще, не похоже, что академики и участники рынка когда-нибудь найдут консенсус в написании слова «р(е/и)тейл» — поэтому смело используйте привычное вам написание. Даже если официальные словари считают иначе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

3.7 18 votes
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
5 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Somov
Somov
6 лет назад

Ритейл привычнее. к ретейл пытался привыкнуть, за два года не привык

Игорь
Игорь
6 лет назад

ритейл в google 4150000=
ретейл в google 170000=
Разница в 25 раз!!!
Язык уже сам выбрал написание.

Dzmitry
Dzmitry
5 лет назад
Reply to  Игорь

Ну а почему тогда Вы не пишете рИбрендинг, рИмиссия, рИновация и т.д.?

Иван
Иван
5 лет назад
Reply to  Dzmitry

потому что существует брендинг и кобрендинг, но не существует тейла и котейла.
существует эмиссия, но не этейл.
существует трансмиссия, но не транстейл.
Существует инновация, но не интейл.
Ри — не приставка в рИтейле.

Ольга
Ольга
4 лет назад
Reply to  Игорь

Наверное, потому что умнее вас, безграмотных и в русском и в иностранном.