Поправкам в закон "О торговле", разработанным группой депутатов во главе с Ириной Яровой, в самой жесткой редакции 19 мая удалось пройти первое чтение в Госдуме. Законопроект вносит принципиальные изменения в отношения поставщиков и ритейлеров. Во-первых, допустимая величина ретробонуса, маркетинговых и прочих платежей поставщика ритейлеру не сможет в совокупности превышать 3% от объема продаж товара (сейчас торговые сети вправе устанавливать ретробонус до 10% от оборота, а также требовать плату за продвижение продукции). Законопроект запрещает и сами маркетинговые услуги. Во-вторых, поправки предусматривают сокращение отсрочки платежей за поставки: для скоропортящейся продукции — с десяти до пяти дней, товаров со сроком хранения до одного месяца — с 30 до 20 дней, товаров длительного хранения — с 45 до 35 дней. В-третьих, поставщики и ритейлеры будут обязаны сообщать в ФАС о заключении договоров, по которым размер выплат поставщика превышает 3%.

До окончательного внедрения в жизнь поправкам предстоит пройти еще несколько чтений, а пока игроки и эксперты рынка оценили, какими рисками обернутся для ритейла инициативы депутатов, а также какие возможности откроются для сетей и поставщиков после принятия жесткой редакции поправок в закон "О торговле".

Риски и потери: вырастут ли цены на полке, как изменятся отношения поставщиков и ритейлеров, сократится ли выручка сетей

Наталья Рычкова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций сети "Глобус":

"Отмена всех маркетинговых взносов, бонусов и прочих дополнительных платежей может иметь три возможных последствия. Во-первых, изменения скажутся на финансовых результатах работы торговых сетей, в первую очередь, небольших, и приведут к сворачиванию части или целого их бизнеса. Очевидно, это отразится на конкуренции на рынке: ряд компаний нарастит долю и влияние. Во-вторых, сети будут вынуждены повышать цену на полке, чтобы компенсировать отсутствие прибыли от бонусов. Мы полагаем, что от этого пострадает оборот поставщиков и экономика страны в целом. В-третьих, ритейлеры потребуют от производителей снижения закупочных цен, а потому для поставщиков в среднесрочной перспективе с финансовой точки зрения ничего не изменится".

Андрей Даниленко, омбудсмен по торговле, председатель правления "Союзмолоко":

"Сегодня проблемные ситуации в отношениях поставщиков и ритейлеров решаются в рамках саморегулирования — Кодекса добросовестных практик и Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС). Мы изначально настаивали на увеличении роли саморегулируемых организаций вместо введения жестких ограничений на законодательном уровне, поскольку последние, очевидно, не приведут к снижению цен на полках. Напротив, они ужесточат условия работы на рынке и негативно отразятся на взаимоотношениях поставщиков с сетями. Тот вариант закона, который приняли депутаты в первом чтении, на наш взгляд, не учитывает всю полноту обстоятельств, в которых работают сети с поставщиками, не в полной мере просчитаны последствия радикальных поправок в закон. Бонусы — это не всегда плохо. Малым и средним поставщикам, новичкам на рынке действительно выгодно оплачивать сетям выполнение каких-то услуг, чтобы продвинуть свой товар, они реально пользуются такой возможностью".

Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз":

"Сегодня многие поставщики вынуждены закладывать расходы и риски, связанные с оплатой фиктивных услуг, в отпускную цену товара. Предложение депутатов об ограничении всех выплат направлено на борьбу с практикой таких фиктивных договоров через ограничение любых оплат вне договора поставки тремя процентами от стоимости поставленного товара. Но, во-первых, неясно, почему установлен порог именно в 3%. Во-вторых, существуют риски, что после принятия данного ограничения проблема фальш-маркетинга просто перейдет в другую плоскость: недобросовестные ритейлеры будут просить у поставщиков фальш-скидку за проведение навязанной или несуществующей промоакции. Мы также до конца пока не понимаем, о каких потерях торговых сетей может идти речь при принятии закона. Предварительные итоги анализа законопроекта в Межотраслевом экспертном совете свидетельствуют, что, вероятно, из-за сокращения сроков отсрочки платежа за поставленный товар сетям придется привлекать больше кредитных средств".

Александр Анфиногенов, независимый эксперт по розничной торговле:

"Время сверхприбылей закончилось, и российским сетевым ритейлерам необходимо будет учиться строить свой бизнес не на продаже полок, а на конъюнктурной разнице между входной и отпускной ценой продукта. Так, как это делает несетевая розница в нашей стране, так, как это делает цивилизованный сетевой ритейл в Европе и США. На мой взгляд, с принятием закона возрастет необходимость в более детальной оценке качества и продуктов, и ингредиентов, из которых они состоят. Поэтому основным для сетей инструментом влияния на поставщиков, кроме цен, станут службы входного контроля качества".

Возможности и перспективы: как сохранить маржу, трафик и ассортимент, с какими поставщиками стоит выстраивать работу

Дмитрий Леонов, "Руспродсоюз":

"Разумно полагать, что при невмешательстве внешних экономических факторов и при прочих равных отпускные цены поставщиков могут быть снижены на сумму ранее выплачиваемых фиктивных бонусов. Этому будет способствовать и снижение кредитной нагрузки производителей при сокращении отсрочки платежа. Таким образом, есть предпосылки для сохранения эффективности торговых сетей. На величину наценки по-прежнему будет влиять фактор конкуренции. Ритейлеры, как и ранее, для увеличения своей маржи будут заинтересованы в том, чтобы повышать оборачиваемость товаров благодаря эффективному управлению товарными категориями. Важно, что данный законопроект предусматривает усиление надзорной функции ФАС как регулятора, это положительный момент, с которым согласны все стороны рынка".

Дмитрий Полуянов, директор по маркетингу сети "Командор":

"Я считаю, что принципиально с введением этого закона ничего не изменится. Во-первых, не все поставщики платят ретробонусы (например, в "Командоре" порядка 30% не платит, в основном, это местные производители). Мы больше приходим к выводу, что продавать нужно то, на что есть спрос, а ретробонус — это всего приятное дополнение к эффективности работы с товаром на полке, заинтересованности торговой сети в его продвижении. Это отнюдь не обязательный инструмент, с отменой или снижением которого существенно изменятся ситуация в сети. Кроме того, ретробонусы служат порой не очень хорошую службу: продвигая одного производителя, неизбежно торговые сети начинают уменьшать объемы продаж конкурентов. Со временем сила производителя настолько вырастает, что торговая сеть оказывается зависима от условий, навязываемых поставщиком.

Я также не вижу причин, по которым могут произойти финансовые потери ритейлеров. С одной стороны, сети будут отдадут предпочтение тем поставщикам, которые оперативно снизят закупочные цены, с другой — производители окажутся в ситуации, когда либо сами будут выходить с инициативой проводит акции, либо просто не будут участвовать в них".

Александр Анфиногенов, независимый эксперт:

"Возможности для повышения маржи станут более рыночные и менее волюнтаристские. И здесь основным инструментом, позволяющим ритейлерам наращивать компетенции нового уровня, станет тот самый категорийный менеджмент. При этом я полагаю, что потребителям ожидать существенного повышения цен не стоит. Сетевому ритейлу в России сегодня есть масса альтернатив, и увеличение цены товара в сетях снизит трафик со всеми последствиями. Те управленцы, которые замотивированы на краткосрочные победы, будут увеличивать цены. А мудрые руководители, нацеленные на реализацию долгосрочных стратегий, будут искать компромиссы".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments