Предпосылки проекта
ГК Холидей — одна из крупнейших торговых сетей Сибири. В неё входят более 340 магазинов в семи регионах РФ, работающие под брендами «Холди» и «Фермер-центр.рф». Ритейлер долгое время применял заказ, основанный на очищенной и сглаженной истории продаж, что давало хорошие результаты на обычных товарах. Но такой заказ не позволяет значительно улучшить оборачиваемость товаров и уровень сервиса магазинов, а расчет сезонных, скоропортящихся и промо товаров трудозатратен для менеджеров.
Для оптимизации цепочки поставок стала очевидной необходимость внедрения системы прогнозирования спроса. Компания нуждалась в высокопроизводительной системе прогнозирования, умеющей работать с розничной спецификой, то есть: поддерживать сезонные методы прогнозирования, прогнозировать новинки, промоакции и праздники.
В ходе конкурса была выбрана система прогнозирования спроса с использованием перспективных технологий Oracle.
Новые возможности для ритейлера
Исторические данные. Информация из ERP системы загружаются за период 2 года и более, что позволяет учитывать при прогнозировании сезонность и другие отклонения.
Очистка истории продаж. Устранение факторов, которые в будущем не повторяются позволяют избегать завышения будущих прогнозов и вымывание ассортимента. Система проводит очистку истории продаж от скачков спроса, промо-акций, периодов отсутствия товара, временного закрытия отдельных магазинов.
Базовый прогноз спроса. Наличие полного спектра методов прогнозирования позволяет достигать лучших показателей при работе со всем разнообразием товаров и профилей спроса.
Для генерации базового прогноза спроса ритейлер стал применять:
- Автоматический подбор наиболее подходящих алгоритмов и из библиотеки методов: Метод Кростона, Скользящая средняя, Простое экспоненциальное сглаживание, Трендовый метод Хольта, Сезонный метод Хольта-Винтерса.
- Автоматический выбор уровня товарной и организационной иерархий для агрегирования.
- Прогноз на агрегированных уровнях данных и последующее распределение до товаров.
- Прогнозирование потребительского спроса по методу Байеса на основании плана продаж, уточняемого по мере поступления фактических данных.
Прогноз новых товаров. Ранее, прогнозирование товаров-новинок было второй по трудоемкости задачей после обработки промоакций. После внедрения автоматизированного прогнозирования спроса, менеджеры цепочки поставок получают готовый прогноз по новинкам без необходимости ручных корректировок заказов:
- Автоматически ведется подбор аналогов для новых товаров.
- Клонируется история регулярных и промо продаж для новых товаров и магазинов от аналогов.
Прогнозирование промо и праздников. Инструменты прогнозирования промо позволили автоматизировать заказ для типовых, часто повторяющихся акций. Заказы стали точнее, а специалисты ритейлера не тратят времени на рутинные операции:
- Профильное прогнозирование новинок, пасхальных продаж, временного ассортимента.
- Наложение прогноза промо и праздников на базовый прогноз.
- Прогнозирование товаров акционного спроса.
Предварительные заказы. Для формирования предварительного заказа на производство и закупку, система выгружает дневной прогноз по каждому товару-магазину на горизонт 90 дней.
Поддержка пользователей. Генерируемые системой уведомления по отклонениям помогают фокусироваться пользователям на проблемных товарах и своевременно принимать правильные решения.
Результаты проекта
Внедрение прогнозирования спроса значительно повысило качество автозаказа товара. Количество товаров в заказе стало вычисляться не только на основе данных о товародвижении, но и с учетом рассчитанной потребности.
Экономический эффект от улучшения оборачиваемости и снижения упущенных продаж составил примерно 3,5% от годового товарооборота компании. Так же снизилось количество ручного труда по уточнению заказов по скоропортящимся товарам, сезонному ассортименту и под промо-акции.
Внедрение проведено компанией АСТОР, специализирующейся на автоматизации розничной торговли.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.