Немецкий концерн скупает супермаркеты своего российского партнера.
5 апреля холдинг «Марта» объявил о передаче 15 своих супермаркетов в совместное предприятие с REWE Group (сеть супермаркетов Billa). Это означает, что, в Москве больше не будет магазинов, действующих под брендами «Продмак» и «Гроссмарт». Все они пройдут ребрендинг и начнут работу под новой вывеской. Бренд «Гроссмарт» холдинг «Марта» сохранит для развития в регионах. В свою очередь, в России REWE Group пока не планирует выходить за пределы столицы. Как полагают аналитики, стремление «Марты» активизировать свою деятельность в провинции может свидетельствовать о том, что и в регионах немецкая компания со временем повторит московскую схему – приобретет «Гроссмарты» для сети Billa.
Разнопрофильный холдинг «Марта» основан в 1992 г. В 2004 г. немецким концерном REWE Group (один из крупнейших мировых продовольственных ритейлеров, насчитывающий более 12 тыс. магазинов в 14 странах Европы) и холдингом «Марта» было создано совместное предприятие, которое развивает сеть супермаркетов Billa. В этом СП 75% акций принадлежит немецкой компании, а 25% – российскому холдингу. Сейчас в Москве работают 18 магазинов Billa. Помимо этого бренда, холдинг «Марта» развивает сети супермаркетов «Гроссмарт», выступает девелопером в проектах METRO Group (сеть гипермаркетов REAL), сети специализированных магазинов косметики и аксессуаров Colours & Beauty, а также занимается производством БОПС-плёнки и дистрибуцией отделочных материалов. По оценке экспертов, компания входит в двадцатку крупнейших ритейлеров России, занимая в рейтинге 18-е место. Оборот холдинга в 2005 г. составил 442,7 млн долл.
Передача 15 супермаркетов холдинга «Марта» произошла с соблюдением порядка долей совместного предприятия, то есть 75% получила REWE Group и 25% – «Марта». Как рассказал RBC daily PR-директор холдинга «Марта» Евгений Сухарников, 12 переданных супермаркетов на сегодня работают в Москве под брендом «Продмак» и 3 – под брендом «Гроссмарт». В дальнейшем они будут ребрендированы в сеть Billa. «Бренда «Продмак» больше не будет, – пояснил Евгений Сухарников. – А полученные в результате сделки средства «Марта» намерена направить на развитие сети супермаркетов «Гроссмарт» в регионах и на реструктуризацию кредитного портфеля компании. Выход сети «Гроссмарт» в регионы готовится в ближайшее время: планируется покупка нескольких небольших операторов розничного рынка регионов России». Конкретные проекты в «Марте» назвать отказались, как и сумму сделки. Аналитик РБК Валентин Крохин оценивает сумму сделки в 70-110 млн долл. В ИК «ФИНАМ» называют большие суммы: 150-180 млн долл.
Генеральный директор MR&D Consulting Виктория Михайлова считает, что такая сделка представляется вполне логичным шагом в рамках развития бренда Billa в Москве. «Бренд «Продмак» ничего из себя не представляет, – заявила она RBC daily. – Между тем в столице рынок находится в стадии консолидации и укрупнения, идет усиление конкуренции, и хороший бренд становится важным в борьбе за покупателя. К тому же управлять большим количеством брендов, имея по 15 разных магазинов, – экономически необоснованно». Как полагают эксперты, REWE Group активно укрепляет позиции на российском рынке, возможно, желая поспеть за агрессивно развивающимися российскими сетями. «Их стратегия, с помощью которой они стремятся максимально увеличить свою сеть, – это открытие магазинов за счет присоединения других компаний, других сетей, которые не имеют громкого имени», – говорит Виктория Михайлова.
Аналитик Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков считает, что решение холдинга «Марта» заниматься развитием сети «Гроссмарт» в регионах своевременно. «Это здравое решение, потому что рынки Москвы и регионов сильно различаются, – говорит он. – Различаются и покупательская способность потребителей, и их требования, и наличие конкуренции. У Billa и «Гроссмарт» разный имидж и разная идентичность». Однако, как уверена Виктория Михайлова, в провинции сегодня не важно, под каким брендом идет завоевание рынка. «Сейчас вопрос стоит в том, чтобы занимать места под солнцем. А под какой вывеской – все равно, – говорит она. – На сегодня безразлично – экспортировать в регионы магазины Billa или «Гроссмарт». Более-менее узнаваемый внешний вид, хорошее местоположение – одно это уже влияет на успешность».
По мнению аналитиков, REWE Group со временем обязательно воспользуется экспансией «Марты» в провинцию. «REWE боится идти в регионы, ее стратегия – занимать московский рынок, – отмечает Виктория Михайлова. – А «Марта», как понимающая специфику и интерес российских регионов, потихоньку скупает там магазины, которые потом можно продать совместному предприятию, финансируемому REWE». Высказывается также мнение, что «Марте», которая в последнее время вплотную занялась строительством торговых центров, ритейл перестал быть интересен, и она может отказаться от розницы. Об этом свидетельствует и открытие в этом году российского представительства REWE Group. «Возможно, что в планах холдинга «Марта» стоит постепенная замена розничного направления девелоперским», – согласен Валентин Крохин.