Закон о торговле, вступающий в полную силу 1 августа этого года, может привести к тому, что в магазинах появятся просроченные продукты либо другая крайность – пустые полки. О таких последствиях его принятия говорят челябинские ретейлеры. Зато поставщики признают, что им этот закон облегчил жизнь – отменились практически все бонусы, урегулированы сроки оплаты товара. Участники рынка считают, что раз закон принят, то его обсуждение уже бесполезно. Но в то же время не могут удержаться от того, чтобы не назвать его законом о поставщиках, а не о торговле. В целом, как отмечают участники рынка, отношения поставщиков и сетей невозможно регулировать, и государственное вмешательство не приведет к желаемым результатам – снижению цен, росту объемов производства сельхозпроизводителей, улучшению конкурентной среды, которые заявлялись в ходе разработки закона о торговле.

23 июля в Челябинске состоялась пресс-конференция, посвященная последним изменениям в законе о торговле. Напомним, закон "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ" вступил в силу 1 февраля 2010 года, однако в полном объеме он начнет работать с 1 августа этого же года. Таким образом, с февраля по август у ретейлеров и поставщиков было время на то, чтобы привести договоры сотрудничества в соответствии с новыми требованиями.

Итак, закон о торговле запретил взимать с поставщиков любые бонусы, кроме бонуса за объем поставок, но он не должен превышать 10%. Правительство вправе устанавливать предельно допустимые цены на социально значимые товары, если в течение 30 дней на территории какого-либо региона рост цен превысил 30%. Иначе говоря, власть будет контролировать цены практически на весь продуктовый ассортимент. Установлены жесткие требования по оплате продукции: за скоропортящийся товар сети должны рассчитаться в течение десяти дней, за товар со сроком хранения 30 дней – в течение аналогичного периода, за остальное – не более 45 дней. Наконец, те торговые сети, чья доля выше 25% в данном регионе, не имеют права открывать новые магазины.

Жаркие споры о пользе обновленного закона сопровождали его на протяжение всего времени – от начала работы над проектом и до его принятия. Не утихают они и до сегодняшнего дня, особенно в части того, как трактовать те или иные положения. Кроме того, есть и другие нюансы, на которые обратили внимание челябинские ретейлеры и поставщики.

Ретейлеры признают: раз уж принят закон, то нужно работать так, как он велит. Однако здесь возникает проблема – ни участники рынка, ни контролирующие органы так до конца и не разобрались, как применять его на практике. "В конце концов, я до сих пор не понимаю, о чем этот закон и какова его цель! – восклицает коммерческий директор розничной сети "Проспект" Андрей Грибанов. – Если подразумевается, что благодаря ему будут снижаться цены, то это невозможно. Единственный механизм, способный это сделать, – это конкуренция, а вовсе не государственное вмешательство".

Региональный директор компании X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток") Дмитрий Фридовский выразил согласие с коллегой, но при этом отметил, что на сегодняшний день обсуждение закона бесполезно и в целом он "не ошарашил" ретейлера. Однако г-н Фридовский согласился с коммерческим директором РС "Проспект" в том, что правильнее этот документ называть не законом о торговле, а законом о поставщиках. "Еще пара таких законов, и поставщики будут сами выбирать, в какие сети им заходить", – добавил г-н Грибанов.

В свою очередь, производители и поставщики продуктов питания не отрицают, что закон о торговле действительно облегчил им жизнь, хотя по мере заключения новых договоров то и дело возникали различные вопросы. Так, директор челябинского филиала группы компаний "Янус" Евгений Трошин сообщил, что в ряде случаев им приходилось обращаться за разъяснениями в местное управление Федеральной антимонопольной службы. "Новый закон ограничил отсрочки по оплате, отменил многие бонусы, – рассказал г-н Трошин. – Сегодня все торговые сети, с которыми мы сотрудничаем, привели договоры в соответствии с требованиями современного законодательства".

О том, что все договоры перезаключены, сообщил и финансовый директор компании "Ромкор" Александр Быхун. "Для нас это действительно хороший закон, – отметил г-н Быхун, – отменили многие бонусы, оставили только один, но он не превышает 10%".
Другие участники рынка пошли иным путем. По словам заместителя директора торгово-производственного объединения "Океан" Фаниля Бикпова, их компания полностью отказалась от сотрудничества с магазинами, в которых до сих пор практикуются бонусы. "Это незначительно отразилось на объемах производства и продаж, – сообщил г-н Бикпов, – отказавшись от одних магазинов, нам удалось выйти на рынки других городов".

Евгений Трошин отметил, что в компании принято решение "не трогать цены". Андрей Грибанов добавил, что в нынешней ситуации цены должны снизиться, ведь бонусы отменены. В целом, по мнению топ-менеджера РС "Проспект", регулировать отношения поставщиков и сетей невозможно. "Те же бонусы изначально возникли по инициативе именно поставщиков, – отметил г-н Грибанов, – и ретейлеры направляли их на собственное развитие". Сейчас, когда сетей лишили этого, им, по мнению Андрея Грибанова, возможно, придется отказаться от ряда покупательских опций, специальных акций и так далее.

Однако наиболее отрицательные последствия введения закона о торговле коснутся конечных потребителей, считает коммерческий директор "Проспекта". По его мнению, весьма вероятно появление просроченных продуктов либо возвращение пустых полок, рост цен, хотя последнее случится вне зависимости от закона.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments