По итогам первого полугодия 2009 г. продажи в сетях DIY снизились на 15-30% и продолжают падение. Аналитики и участники рынка связывают это с падениями доходов населения и замедлением темпов строительства во всех регионах России.
По оценкам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент» в зависимости от формата, локализации и качества торгового объекта снижение продаж в сегменте рынка DIY за последние полгода составило около 15-30%.
Это подтверждают и участники рынка.
В сети «Максидом», присутствующей в Санкт-Петербурге, Нижнем-Новгороде о падении продаж не сообщают, но отмечают, что часть потребителей стала покупать товары более дешевого ценового сегмента.
По данным Алексея Раскатова, исполнительного директора ГК «Домашний склад», управляющей сетью строительных гипермаркетов «Домашний склад» в Центральном регионе России, показатели продаж снизились на 20 — 40% по сравнению с прошлым годом: «Если учесть, что масштабы строительства жилья в России уменьшились в 10 раз со 100 млн. кв.м. до 10 млн., становиться совершенно понятно, почему снижаются объемы продаж».
В сети «Клондайк», владеющей магазинами DIY в Калининграде и Ростове-на-Дону, также подтвердили падение продаж: «Из-за снижения темпов строительства есть определенный спад в секторе продаж общестроительных материалов — до 15% общего объема.
По данным «Клондайк», в сегменте эксклюзивных товаров для ремонта и отделки потребительский спрос снизился на 30-50%. В гипермаркетах «Клондайк» этот сегмент практически не представлен, поэтому на работе сети эта тенденция не отразилась.
Лишь в российском подразделении Castorama сообщают о росте продаж на 31,8% за первое полугодие 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Вместе с объемом продаж во многих строительных гипермаркетах снизился и средний чек. «Мы наблюдаем падение среднего чека в сети на 5-15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Данное падение связно как со смещением спроса к товарам более низкой ценовой категории, так и с тем, что все чаще покупатели ограничиваются косметическим ремонтом даже случаях, которые предполагают капитальный, — сообщила Retailer.RU Светлана Зубарева директор по розничным продажам кемеровской сети «Большой ремонт».
Алексей Иовлев, исполнительный директор стройгипермаркетов «Метрика», напротив отмечает рост показателей среднего чека: «Средний чек продолжает расти как и прежде, принципиальных изменений по этому показателю нет, оборот «скачет» значительно сильнее».
И только в «Максидоме», по данным представителя компании, средний чек остался на прежнем уровне, так же как объем продаж.
Помимо смещения предпочтений покупателей к более дешевым товарам и снижения покупок материалов для строительства, ритейлеры отмечают еще одну тенденцию: «Если раньше основной ценностью для покупателей было время, то сейчас большинство из них думает, как бы сэкономить. Поэтому покупатели все больше времени уделяют «мониторингу» цен на товары. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что люди прежде, чем сделать покупки, объезжают магазины и сравнивают цены, а потом уже принимают решение о покупке», — добавила Светлана Зубарева, директор по розничным продажам кемеровской сети «Большой ремонт».
Чтобы удержать покупателей и увеличить оборот продаж, продавцы прибегают к различным приемам. Так, в сети строймаркетов «Петрович» предоставляют дополнительные услуги по вывозу строительного мусора, аренде оборудования и инструментов для ремонта. Для жителей городов, в которых расположены магазины «Большой ремонт», на местных радиостанциях ведется рубрика «Большой ремонт» рекомендует». Специалисты компании выступают экспертами в вопросах, касающихся ремонта и отделки. Многие сети DIY пересматривают ассортимент и проводят различные дисконтные акции для покупателей.
«Несмотря на ухудшение конъюнктуры рынка DIY, крупнейшие игроки продолжат развитие за счет своей более высокой конкурентоспособности и ослабления конкурентной среды, а в среднесрочной перспективе могут существенно укрепить свои позиции. Мы не исключаем, что кризис может стать одним из факторов усиления тенденции к консолидации рынка. В новых неблагоприятных условиях число операторов в данной сфере может существенно сократится, в том числе и за счет сделок в сфере M&A. Мы полагаем, что, несмотря на общее текущее снижение платежеспособного спроса, данный рынок фундаментально остается весьма привлекательным. И дальнейшее развитие, усиление позиций в наиболее капиталоемких регионах, планируемое крупными игроками, вполне логично. На наш взгляд, восстановление рынка будет происходить по мере преодоления основных негативных последствий кризиса», — отмечает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».