Вице-президент по закупкам компании "Эльдорадо" Алексей Сердюченко рассказал Retailer.RU о том, как ослабление рубля и снижение потребительского спроса отразились на закупочной и ассортиментной политике ритейлера, и какого роста цен ожидать в ближайшее время.

— Алексей, расскажите, пожалуйста, как организовано в компании направление закупок?

— За двадцать лет существования рынка БТиЭ у всех игроков сложилась примерно одинаковая структура управления товарными категориями. Основные товарные направления в "Эльдорадо" — бытовая электроника (brown goods, как ее называют профессиональные участники рынка); крупная бытовая техника для кухни и ванной; мелкая бытовая техника для кухни, персонального ухода за собой и домом; аксессуары всего спектра персональной и бытовой техники для дома; персональные компьютеры, периферийное оборудование, цифровая фототехника; смартфоны и мобильные телефоны. Есть и новые товарные направления — DIY (товары для ремонта и дачи) и детские товары.

В компании работает система категорийного менеджмента. Однако за определение роли категории для магазина "Эльдорадо", ее внедрение и тактику развития отвечают не только закупщики — топ-менеджеры формируют стратегию развития компании в целом, заботятся о ее привлекательности для покупателей сейчас и в будущем, отдел продаж регулирует процессы внутри магазинов.

Непосредственно закупками в компании занимаются 30 человек, включая руководителей. Все они работают в Москве.

— Ваши поставщики — это преимущественно крупные международные вендоры. Но где производится их продукция: в России или за рубежом?

— За границей производится большинство цифровой техники — ноутбуки, смартфоны, планшетные компьютеры, почти вся мелкая бытовая техника — миксеры, блендеры, комбайны, чайники, фены и прочее, а также пылесосы, СВЧ и встраиваемая крупная бытовая техника. Некоторая, но не основная часть холодильников и стиральных машин, тоже едет из-за рубежа. В общей сложности, доля такого товара в продажах может доходить до 40−45% в денежном исчислении. Впрочем, независимо от того, есть у вендора производственные мощности в России или нет, закупки осуществляются за рубли исключительно на территории РФ. У ряда партнеров, не имеющих собственного офиса продаж в нашей стране, налажена дистрибьюторская сеть, через которую мы также закупаем товары за отечественную валюту.

Тем не менее, наши менеджеры в курсе валютных закупочных цен за рубежом, так как они регулярно участвуют в профессиональных выставках в Европе, Азии и США, а также находятся в прямом контакте даже с теми производителями, товар которых мы приобретаем через дистрибьюторов.

— Задумываетесь ли вы о собственном импорте?

— В настоящий момент мы прорабатываем и изучаем возможность прямого импорта по ограниченному ассортименту. Речь идет как об основных, так и о новых товарных категориях, но окончательное решение о целесообразности такого подхода к закупкам будет принято после стабилизации курса рубля.

— Получали ли вы в последнее время уведомления от поставщиков о повышении закупочных цен?

— Еще в начале 2014 г., когда произошло первое изменение курса рубля, многие партнеры изменили цены в сторону повышения, но тогда это обсуждалось не так активно, как сегодня, в итоге рост цен на некоторые товары прошел менее заметно. В настоящий момент значительное количество поставщиков уже уведомили о грядущем повышении цен для всех партнеров. Сроки и методология их повышения разные: от немедленного до января – февраля 2015 г., от всего ассортимента в целом до отдельных номенклатур. Можно сказать уже достаточно определенно: в этом году уже выросли и еще вырастут как минимум 80% закупочных цен.

— На сколько поднимутся цены? И на какие товары в первую очередь?

— Предсказывать рост розничных цен, даже приблизительно, в нынешних условиях — занятие весьма неблагодарное. Более-менее точный прогноз могут сделать только те, кто имеет доступ к управлению экономическими процессами как в стране, так и за рубежом. Но эти люди сидят в других офисах. А все озвученные ранее оценки экспертов и коллег по рынку могут быть выброшены в корзину уже через пару недель, когда начнется так называемый "высокий" сезон. в январе эти прогнозы легко могут вызвать смех или тихую грусть. Лично я не исключаю варианта, что уже прозвучавшая оценка роста розничных цен на бытовую электронику на 20% будет признана самой мягкой и оптимистичной.

Одно можно сказать с уверенностью: цены на товары под иностранными брендами, произведенные на территории РФ, будут расти более плавно, чем на товары импортированные. Однако это не означает, что первые подорожают меньше. И дело даже не в том, что комплектующие могут так же поставляться из-за границы и так же дорожать. Даже если степень локализации производства максимальная, растут цены на транспортные услуги, газ, электроэнергию, бензин и т. д. К середине 2015 г. или чуть ранее итоговый рост цен по сравнению с 2014 г. будет примерно одинаковым как для импортного товара, так и для произведенного в России.

— Какие факторы смогут затормозить рост цен?

— Ряд производителей бытовой электроники, работающие только по импорту, зафиксировали цены до конца декабря 2014 г. Могу напомнить, что в марте – апреле курс евро уже поднимался почти до 51 руб., а курс доллара — почти до 37 руб. Показатели держались на этом уровне достаточно долго, и уже тогда часть производителей закладывали в свои бюджеты на третий и четвертый кварталы текущего года неблагоприятные прогнозы по курсу российской валюты. Когда ожидаемый форс-мажор наступил, у этих поставщиков осталась возможность продержать цены до конца года. Причем, это производители как цифровой, так и бытовой техники. Поэтому считаю преждевременными по отношению к отдельным производителям оценки, согласно которым в первую очередь сразу и резко подорожает персональная мобильная цифровая техника, так как она вся ввозится из-за рубежа. Однако должен подчеркнуть — таких производителей немного.

Кроме того, рост цен, возможно, будет значительно сглажен именно наличием товарных запасов у ритейлеров. Ожидая неизбежного повышения цен, мы, как, впрочем, и другие участники рынка, обеспечили разумные запасы по "старым" закупочным ценам на самые востребованные товарные категории. Вопрос только в том, хватит ли этого разумного запаса на лавинообразный спрос (который и сейчас процентов на 15–20% выше среднегодового тренда) в декабре и январе, который может случиться, если курс рубля продолжит драматически падать. Поэтому тем покупателям, которые рассматривают для себя в ближайшее время вопрос приобретения какой-либо бытовой техники, выражаясь биржевым языком, наша рекомендация — покупать. И немедленно, не откладывая на декабрь. Причем, эта рекомендация касается и покупки техники в кредит.

— Рынок бытовой техники и электроники в России в третьем квартале снизился на 2,8% к 2013 г., по итогам девяти месяцев — на 1,4%. Какую динамику рынка вы прогнозируете в четвертом квартале? И чего ждете от 2015 г.?

— В четвертом квартале мы, безусловно, получим положительную динамику — рост, не падение. Дополнительный спрос подогреют инфляционные ожидания покупателя, что, собственно, уже происходит прямо сейчас. И здесь не нужно быть ясновидящим. Гораздо важней и интересней правильно посчитать и спрогнозировать 2015 год, а, особенно — первый его квартал, когда все получат реальную картину, на что можно рассчитывать в течение года. Повторюсь, что все будет зависеть от множества факторов, но если курс рубля стабилизируется на текущем уровне, то с большой вероятностью в первом квартале 2015 г. рынок значительно упадет по отношению к показателям 2014 г.

В противном случае мы можем получить любой результат. При дальнейшем уверенном, но не обвальном падении рубля обеспечены рост продаж в первом квартале, даже к 2014 г., и последующее падение рынка в целом по итогам всего года. При драматическом обвале рубля после (или до) Нового года — получим такое же падение продаж немедленно. На сколько — предсказать не берусь. Хотелось бы ошибаться и в первом, и во втором сценариях.

Что касается товарных категорий: если рубль стабилизируется, предполагаем в 2015 г. продолжение роста продаж телевизоров с большим экраном — от 44”. Это, впрочем, не "вытащит" весь рынок телевизоров, который будет, в лучшем случае, таким же в деньгах, как в уходящем году. Продолжат расти продажи встраиваемой техники для кухни и смартфонов, а также незначительный ряд других нишевых категорий.

— Как эти тенденции отразятся на ассортиментной и закупочной политике "Эльдорадо"?

— Сегодня мы активно сотрудничаем более чем с 250 поставщиками. Обычно ротация составляет не более 10% за год. Хотя в периоды турбулентности на рынке — как сейчас, ротация может возрастать до 25%. Это, как мы ожидаем, и произойдет в следующем году.

Вопрос сокращения дорогих линеек пока не стоит: этот сегмент менее подвержен колебаниям в периоды нестабильности. Расширение объемов закупок Б-брендов также пока не рассматривается и не планируется. Что касается товаров локального производства, то мы будем следовать тенденциям рынка и спросу покупателя, который сам, скорее всего, предпочтет товар иностранного производителя, сделанный в России, из-за существенной ценовой разницы. Да и вендоры будут стремиться увеличить поставки товаров локального производства в тех категориях, где это возможно — прежде всего, в крупной бытовой технике и телевизорах.

— Почему вы решили заняться нетрадиционным для БТиЭ-ритейла ассортиментом?

— В магазинах "большой тройки", а также в региональных сетях, уже давно представлены посуда, гладильные доски, сушки для белья, электроинструменты и другие товары для дома. Чаще всего они являются спонтанной, но удобной для потребителя покупкой. Дело даже не в том, что этот товар маржинален или создает в сети эксклюзивное предложение, а в тех акцентах, над которыми мы хотим поработать, и в тех вызовах, которые будут стоять перед каждым игроком рынка в 2015 г.

Детские товары, возможно, пока выглядят необычно в глазах нашего потребителя. Но если вы зайдете в магазин бытовой электроники в Лиссабоне, Гамбурге и другом европейском городе, то увидите целый отдел игр и игрушек для детей.

— Какая доля в общих продажах компании уже приходится на новые категории?

— Подводить какие бы то ни было результаты преждевременно. Мы находимся только в самом начале пути, и локомотивом продаж "Эльдорадо", разумеется, остаются и будут оставаться бытовая техника и электроника.

— Как сказалось ослабление курса рубля на условиях работы с вендорами?

— С точки зрения коммерческих условий — никак. Никакого ухудшения условий по поставке товара или оплате не произошло. С некоторыми партнерами эти условия даже улучшились, потому что только так можно поддержать продажи на падающем рынке.

Сокращения маркетинговых бюджетов поставщиков пока не происходит. Но, весьма вероятно, если тенденция увеличения розничных цен будет стремительно нарастать, основные ресурсы этих бюджетов будут направлены именно на минимизацию негативного влияния на продажи конечному потребителю. Мы, со своей стороны, уже заложили в бюджет 2015 г. ряд маркетинговых мероприятий, позволяющих "амортизировать" для покупателя рост розничных цен.

* На правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments