Вчера комитет Госдумы по экономической политике завершил согласование поправок ко второму чтению новой редакции закона «О рекламе», которое должно состояться 10 февраля. Парламентарии ввели ряд дополнительных ограничений в сфере рекламы, а также подтвердили свое намерение полностью отказаться от рекламы так называемых «зонтичных» брендов.
Проще говоря, рекламы одних товаров, в первую очередь алкоголя, под видом других: конфет, воды, консервов. Исключение не было сделано в том числе и для спонсоров спортивных мероприятий — производителей пива, которые до последнего отстаивали свое право регулярно появляться в эфире теле- и радиорекламы, что явилось одной из причин затягивания рассмотрения законопроекта во втором чтении (первоначально комитет по экономической политике рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении еще в ноябре 2005 года). Соответствующая поправка главы комитета Валерия Драганова, разрешающая рекламу брендов производителей пива (но не их продукции), выступающих спонсорами российских спортивных соревнований и чемпионатов, а также рекламу, размещаемую на условиях соглашений о предоставлении прав на трансляцию международных спортивных соревнований, была отклонена. Требование ко всем без исключения производителям пива решено установить общее: запретить рекламу пива с 7 до 22 часов на телевидении и с 9 до 24 часов на радио.
Ужесточаются требования и просто к телевизионной рекламе. Сейчас продолжительность рекламы на телеканале не должна превышать 20% эфирного времени. При этом каналы сами решают, как распоряжаться этими процентами. В результате рекламные блоки в прайм-тайм оказываются, как правило, заметно длиннее ночных выпусков рекламы. Парламентарии вводят новые нормативы: в 2006-2007 годах будет действовать двухуровневое ограничение — реклама должна занимать не более 20% в час и не более 15% эфирного времени в сутки, а с 2008 года лимит будет только один — не более 15% в час, то есть 9 минут. По словам Валерия Драганова, это неизбежно приведет к подорожанию стоимости прайм-тайма для рекламодателей. Зато телезрители, по мнению депутата, от этого нововведения только выиграют. Тем более что впредь в отведенный законом лимит будет включаться не только продолжительность собственно рекламных блоков, но и эфиры так называемых телемагазинов, реклама в виде бегущей строки, а также наложение рекламных кадров на обычный эфир.
Кстати, прерывать на рекламу детские и образовательные теле- и радиопередачи депутаты решили запретить вовсе, позволив транслировать рекламу только «непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием» передачи.
Еще одно одобренное членами комитета ограничение — запрет размещения рекламы «на знаках дорожного движения, его опорах или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения». Кроме того, депутаты ввели внесудебный порядок сноса рекламных конструкций, установленных без специального разрешения местных властей.
Не исключено, что новую редакцию закона «О рекламе» уже в пятницу Госдума одобрит сразу во втором и третьем чтениях. По крайней мере вчера члены комитета по экономической политике договорились ходатайствовать об этом на ближайшем заседании совета Госдумы.