В октябре 2016 года нашумела история с обращением Андрея Павлова, главы обувной сети Zenden, в Минпромторг с предложением законодательно сократить время работы непродовольственных магазинов и торговых центров. Национальная ассоциация сетевой торговли, членом которой он является, открестилась от этой инициативы. Некоторые представители этой ассоциации выступили против ограничения. Против высказался и директор по развитию сети "Леонардо" Борис Кац, с которым мы решили поговорить поподробней о перспективах, которые ждут непродовольственные магазины, если законодательно ограничить время их работы.

— Для начала спрошу, как в целом Вы оцениваете идею законодательного ограничения времени работы?

— Как ошибочную. Я не считаю, что государство должно лишний раз вмешиваться в коммерческие отношения. Вмешательство государство очень редко приносят пользу отраслям и обществу в целом.

— А каковы шансы того, что эта инициатива будет реализована?

— К сожалению, иногда даже самые странные идеи становятся законами. Один закон Ирины Яровой о контроле над интернет-трафиком чего стоит.

— Если работу магазинов действительно ограничат, какие наступят последствия для отрасли?

— Уменьшение выручки у всех операторов рынка, разорение некоторого количества компаний с плохим финансовым состоянием. Торговля бы быстрее ушла в интернет, то есть вместо продавцов вечерами и ночами будут работать полки курьеров.

— А для сети "Леонардо" какие часы работы являются самыми благоприятными?

— В целом текущие часы работы — приемлемы. Наверное, в некоторых регионах я бы начинал работу позднее, допустим, с 11 часов, а заканчивал раньше — в 21 час. Но только в регионах, и не во всех ТЦ. И, честно говоря, мне нравится идея про позднее начало работы по понедельникам. Но она тоже подошла бы только регионам. А Москва и Питер — это "бешеные города". Здесь в некоторых ТЦ я бы, наоборот, увеличил время работы: Европейский, Универмаг Московский. Может быть, даже до круглосуточного режима работы. Но это всё должно быть договорённостью ТРЦ с арендаторами, а не регулироваться законами.

— Если это ограничение всё же введут, в ваших магазинах стали бы применять какие-нибудь уловки для обхода закона? Например, можно добавить продовольственные продукты в ассортимент магазинов.

— У нас и сейчас есть небольшой ассортимент продуктов питания. Для этого отведён целый отдел "кулинария как хобби". Ну и шоколад на кассе. А вообще, мы не сторонники уловок. Работать, когда остальной ТЦ не работает — не эффективно. Но очевидно, что в такой ситуации мы бы в разы увеличили инвестиции в дистанционную торговлю.

— Вы имеете в виду интернет-магазины и доставку?

— Да, как и у практически любой сети, у нас есть свои интернет-магазины.

— А как отреагируют покупатели на ограничение работы магазинов? Не стали бы они стараться успеть за покупками до закрытия, как сегодня спешат купить алкоголь? Или закупать товары надолго, тем самым увеличивая средний чек?

— Наверное, это зависит от сегмента торговли. Вы покупаете себе одежду "про запас"? А как же мода? Всё-таки насчёт алкоголя есть государственная задача снизить потребление. И население делится на две группы. Первые — это те, у кого всегда дома есть запас алкоголя и при этом потребление алкоголя небольшое. И есть те, у кого дома нет и не может быть запаса, кому надо выпить здесь и сейчас

— Насколько сильно государственное регулирование ретейла сегодня?

— Для ответа на этот вопрос надо иметь точку отсчёта. Сильно по сравнению с чем? Если сравнивать с Венесуэлой и регулируемыми ценами на товары, то у нас свобода. А если с Европой, то госрегулирование у нас очень сильное. Мы, например, не можем быстро выгнать сотрудников, мы обязаны обслуживать всех пришедших клиентов, и так далее.

— Есть ли у вас образ того, как должно выглядеть взаимодействие государства и розничной торговли?

— Регулирование и надзор стоят денег. Как государству, так и бизнесу. Но этих денег никто не считает. Я считаю, что по многим вопросам было бы правильно дать бизнесу право на выбор: соответствие правилам или оплата страховки. Существует практика страхования гражданской ответственности с большими суммами выплат. Этого должно быть достаточно. Государство не проверяет твои продукты или сертификаты, это делает только твоя страховая компания. Думаю, что в итоге это приведёт к уменьшению количества разных ЧП, так как страховые компании наладят реальный контроль: очень они не любят выплаты.

С другой стороны, в некоторых областях нужно изменение системы регулирования и ужесточение контроля. Чипирование шуб это хороший пример регулирования, оно, очевидно, обелило рынок. Каждую инициативу, каждое планируемое изменение надо оценивать, считать плюсы и минусы.

— Представим, что об этом законопроекте забудут и ретейл будет развиваться в нынешнем темпе и направлении. Будет ли увеличиваться количество магазинов, или они уступят место интернету? В западных странах ведь уже существуют заброшенные моллы.

— Я не слышал про заброшенные моллы в Европе, а в США они действительно есть. Думаю, неудачно расположенные торговые центры могут повторить судьбу американских. Я даже знаю некоторых первых кандидатов на такой статус.

Справка

Сеть хобби-гипермаркетов "Леонардо" основана в 2007 г. Входит в группу "Гамма" (также владеет сетью "Иголочка"). Сегодня "Леонардо" состоит из 72 магазинов в 34 российских городах​поединке мнений “О времени работы непродовольственных магазинов и торговых центров".

Дискуссия "О времени работы непродовольственных магазинов и торговых центров" пройдет на 8-ой ежегодной встрече ретейлеров и владельцев торговой недвижимости 14 декабря 2016 г. CONGRESS # RETAILER ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments