21 июня 2010 г. государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан внесло в Госдуму проект закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Суть его сводится к следующему:  "Законопроект разработан в целях оптимизации государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Для этого органы исполнительной власти субъектов РФ предлагается наделить полномочием по установлению предельных размеров оптовых надбавок /наценок/ и предельных размеров розничных надбавок /наценок/ к фактическим отпускным ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в соответствии с утвержденными правительством РФ методикой и порядком установления данных надбавок /наценок/. Такие методика и порядок позволят предусмотреть механизм администрирования данной нормы, включая систему фиксации продажной цены первому оптовому покупателю и особенности применения наценок каждым из последующих посредников. "

Проще говоря, предлагается ввести региональный контроль цен на 24 товара, которые включают в себя мясо, овощи, молочные продукты и т.д. К чему это приведет?

Последние 20 лет Российская Федерация пытается построить рыночную экономику. Но память о прошлом почему-то идеализирует прежнюю систему, и наши законодатели предлагая инициативы по гос.регулированию отрасли видимо не могут вспомнить пустые полки и дефицит товаров в стране.

Что придется менять в законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ":

1. Статья 8 пункт 2 и 4 определяют, что Хозяйствующие субъекты (т.е. торговая организация) самостоятельно устанавливают цены на продаваемую продукцию. Более того, какие-то ограничения могут быть приняты исключительно Федеральными законами, т.е. региональные власти не вправе принимать решение по ограничению цен. Принятие поправок повлечет за собой существенное изменения и самого закона.

2. В самом законе достаточно подробно прописан механизм, который должен позволить избежать резкого роста цен, а если это произошло — ограничить его. Напомню, Статья 8 пункт 5: "В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.". Что интересно, в отличии от многих других понятий, введенных Законом о торговле и вызывающих проблемы в толковании, этот механизм прописан наиболее четко и ясно.

К чему могут привести эти поправки:

1. Ритейлеры и так не устанавливают завышенных цен на социально значимые товары, в первую очередь, потому, что этот товар продается "через дорогу и еще два за углом", т.е. конкуренция именно в этой группе товаров наиболее сильна, они продаются везде. Следовательно, какой-то "специальной оптимизации" цен потребителю не нужно.

2. Магазин не будет закупать тот товар, который ему продавать невыгодно. Вместо масла сливочного (на которое будет введено ограничение по цене) мы рискуем увидеть маргарин,  вместо сахарного песка — сахар кусковой и т.д. Кто пострадает от этого? Больше всех, конечно, Потребитель и производитель. Первый из-за ограничения в выборе и роста цен на "не социально значимые" товары, а второй — просто потому, что его продукцию будут закупать меньше или не закупать вообще.

Что было бы хорошо сделать:

1. Надо прекратить войну с торговыми компаниями. В большинстве случаев взвинчивают цены крупные производители. В регионах сотни фермерских хозяйств и колхозов сдают продукцию на единственный завод, а тот устанавливает такие цены, какие ему хочется. Причем государство само себе противоречит. С одной стороны ФАС ведет "активную" борьбу за конкуренцию, с другой — соглашается на создание промышленных гигантов, которые делят между собой весь рынок. Например, недавно ФАС дала согласие на фактическое объединение 2 из 3 крупнейших компаний на молочном рынке — Данон и Юнимилк. Реальный аграрий не работает с сетями розничной торговли, а сдает свою продукцию на переработку. Создавая такие компании, мы не даем ему права на выбор.

2. Основная проблема в региональном регулировании розничной торговли — это то, что его нет вообще! Магазины в Москве на Тверской и в деревне "Ушаки" работают по одним и тем же законам и налоговым правилам. Несколько лет назад в России отменили Налог с продаж, возможно преждевременно. Как раз Налог с продаж мог бы быть более эффективным регулятором развития региональной торговли. Например, в США максимальная ставка этого налога в Нью-Йорке, а в других (менее развитых) штатах он существенно ниже. 

 "Надеюсь эти поправки не будут приняты. Я более 10 лет занимаюсь анализом развития розничной торговли и уверен, что потребителю нужны низкие цены, но в тоже время нужны и качественные продукты, чистые магазины и приветливые продавцы. Аналогичные ограничения по торговым наценкам введены в Белоруссии. Я был там и не хотел бы возвращаться к прилавочной торговле и унылым лицам за ними." — Федяков Иван, генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine.
"Не стоит забывать, что более половины населения России живет в сельской местности, а зачастую, в селе единственное оставшееся общественное место. Это магазин, это место для общения, место, которое определяет уровень жизни и ее комфорт, а кто ездил по стране, думаю понимают, что сельские магазины далеки от идеала. С розничной торговлей не надо бороться, ее надо поддерживать или хотя бы не мешать, если мы хотим, чтобы население нашей страны жило достойно! " — Федяков Иван, генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine.

 
Справка:

Родился Федяков Иван 1 сентября 1978 года в городе Ленинграде. Учился в СДЮШОР при ВМФ России с 1985 по 1995 год, выступал за школу и город на соревнованиях по плаванию России и Украины, имеет спортивный разряд и награды. В 2001 году окончил СПбГЭТУ (ЛЭТИ) кафедру «Приборостроения, биомедицинской и экологической инженерии» по специальности «Электроакустика и ультразвуковая техника». Успешно защитил диплом по теме «Квази и псевдо поверхностные волны» и получил награду за «Лучшую защиту диплома» на факультете.

В 2001 году получил государственный диплом по специальности «Менеджер на малом предприятии».

В 1999 году организовал платную информационно-техническую службу распространения информации по факс каналам под названием «FAXLine», в последствии, расширив каналы коммуникаций с клиентами, агентство стало называться «INFOLine».

Организовал и успешно запустил в 2003 году для сотовой компании «МТС» один из первых SMS-сервисов и WAP-портал получения деловой информации.

С 2001 года   – основатель и генеральный директор агентства «INFOLine».
С 2007 года – соучредитель агентства «INFOLine-Аналитика».

Принимал участие в более чем 100 исследованиях отраслей и рынков для коммерческих и государственных структур.

Женат, воспитывает троих детей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments