В России появился закупочный союз, созданный региональными розничными сетями, — «Сетевая торговая компания» (СТК). Учредителями и участниками нового Союза стали калининградский «Вестер», тюменский «Партнер-Маркет», омский «Геомарт», красноярские «Каравай» и «Командор», новосибирский «Сибирский Гигант» и ЦентроСоюз Российской Федерации. Учредительные документы подписаны участниками СТК 1 июня 2011 г., 16 августа получено свидетельство о регистрации.
Как сообщил Retailer.RU Владимир Мельников, исполнительный директор СТК, схема работы и принцип действия СТК схож с деятельностью «Системы «ТЗС», федерального закупочного союза, созданного Союзом независимых сетей России и рядом региональных сетей в 2007 г.
«Однако глобально преследуя схожие цели с ТЗС, СТК является коммерческим «агентом», который действует целиком в интересах своих сетей-участников, — поясняет Владимир Мельников. — В частности, я говорю том, что по условиям заключенных договоров всю дополнительную прибыль от улучшения коммерческих условий получают участники СТК».
Как говорится в презентации нового закупочного союза (имеется в распоряжении Retailer.RU), «Сетевая торговая компания» была создана для того, чтобы ее участники могли заключать напрямую контракты с производителями товара и, тем самым, способствовать заключению равных и конкурентноспособных договоров поставок для всей сетей. Кроме того, компании-участницы СТК рассчитывают, что теперь они смогут оптимизировать логистические затраты и организовать федеральные поставки через единого складского провайдера, создать единый промокалендарь для проведения совместных мероприятий, проводить маркетинговые исследования региональных рынков и контролировать соблюдение финансовой дисциплины перед поставщиками.
«В перспективе мы планируем привлекать в состав СТК региональные и федеральные розничные сети, которые будут заинтересованы в получении от поставщиков лучших закупочных условий, конкурентных с федеральными сетями — лидерами рынка, — говорит Владимир Мельников. — Уже сейчас руководство Союза готово обсуждать с сетями условия их вхождения в новый закупочный союз».
По мнению Сергея Степанова, генерального директора великолукской продуктовой сети «Телекс», идея о создании нового закупочного союза для региональных ритейлеров вполне жизнеспособна.
До момента появления СТК в России действовал только Федеральный закупочный союз «Система ТЗС». Сейчас в него входит 38 сетей с общим числом магазинов более 1150 и консолидированным торговым оборотом около $1,6 млрд. по итогам 2010 г.
«Цель ТЗС — заключение договоров поставок и маркетинга с федеральными поставщиками, координация и консолидация централизованных заказов, закупки и поставки продукции для розничных сетей, входящих в состав Союза независимых сетей России», говорится на сайте компании.
Владислав Егоров, председатель совета директоров московской сети АБК (входит в ТЗС), считает, что сейчас шансы нового закупочного союза СТК оценивать сложно, так как слишком мало информации о его стратегических и тактических планах.
«Заявление о том, что по схеме работы и принципу действия СТК будет схож с Федеральным закупочным союзом Т3С мало о чем говорит, — комментирует Владислав Егоров. — Т3С слишком сложная структура, чтобы ее можно было взять и запросто смоделировать. А шансы на выживание СТК можно будет оценивать тогда, когда новый союз начнет жить».