Консолидация продуктовой розницы набирает обороты. Крупные ритейлеры и региональные сети отрасли используют это для роста своего бизнеса.

Объем рынка продуктового ритейла в прошлом году достиг 21,03 трлн руб., говорится в исследовании «Розничная торговля Food и потребительский рынок России 2023 года» INFOLine.

Более трети оборота обеспечивают 10 крупнейших игроков рынка. При этом на топ-5 рейтинга приходится доля в 33,5%, рассказал со ссылкой на INFOLine главный исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман на конференции Х5 Dialog 2023. 

В западных странах, например в Германии, Франции и США доля топ-5 достигает 50–70%, заявлял ранее гендиректор INFOLine Иван Федяков. 

Российский рынок подхватывает этот тренд и продолжает консолидироваться. По итогам текущего года доля десяти крупнейших сетей может вырасти до 41,9%, прогнозируют в INFOLine.

Тренд на консолидацию, по данным аналитиков, появился во время пандемии. В 2021 году на рынке были заключены 11 крупнейших по количеству торговых объектов и значимости для рынка M&A-сделок, по данным «INFOLine-Аналитики». 

Покупка «Магнитом» более 2,4 тыс. магазинов «Дикси» за 97 млрд руб. стала одним из самых заметных сделок в секторе, отмечал Иван Федяков. Показательным стало и приобретение «Лентой» активов сети супермаркетов «Билла» (161 объект) после ее ухода из России. 

Лидером же по числу поглощений стала X5 Group, нарастив торговые площади в Челябинской, Тамбовской и Мурманской областях.

По данным «INFOLine-Аналитики», в прошлом году было восемь крупнейших сделок в отрасли, а в первом полугодии 2023-го уже пять, в двух из которых участвовала X5 Group. 

Кроме того, в этом году были завершены еще две крупные покупки в продуктовой рознице: в августе магазины «Виктория» и «Дешево» отошла к X5, а «Лента» в октябре закрыла сделку по покупее сети «Монетка».

Консолидация на руку лидерам продуктовой розницы, уверены аналитики инвестиционной компании «БКС Мир инвестиций»: «Несколько консервативное поведение потребителей и усложнение логистических процессов позволяют крупным и эффективным игрокам, таким как X5, увеличивать долю рынка за счет менее эффективных конкурентов».

Конкурентный рынок

Стимулом для сделок M&A в отрасли также выступило существенное усиление ценовой конкуренции, поясняют эксперты. С 2022 года из-за ускоряющейся инфляции семь из десяти покупателей FMCG-рынка вынуждены сокращать расходы, следует из отчета NielsenIQ. Так, почти две трети потребителей делают выбор в пользу жестких дискаунтерах, 41% — ищут скидки и промоакции. Для 73% покупателей на данный момент ключевой фактор выбора магазина — выгодные цены.

По данным NielsenIQ, покупатели все чаще посещают различные торговые точки для сравнения цен: с 2017 года россияне ежемесячно посещали примерно четыре магазина, в 2022 году число визитов выросло до шести.

Рост доли акционных товаров в выручке ретейлеров, а также общее увеличение предложения дешевых товаров, по данным «INFOLine-Аналитики», привели к снижению в 2022 году средней рентабельности крупнейших торговых сетей по чистой прибыли на 0,4 п.п., по сравнению с 2021 годом, до 2,4%. Общий для продуктового ритейла тренд — открытие все большего числа дискаунтеров и магазинов формата «у дома», отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Серьезный удар ценовая конкуренция нанесла по региональным ретейлерам, которые уступают федеральным сетям в операционной эффективности, говорит Михаил Бурмистров: «Это способствовало росту интереса региональных игроков к продаже бизнеса или партнерству с федеральными сетями».

На фоне роста стоимости кредитов, снижения потребительского спроса и инфляции маленьким компаниям не удается развиваться успешно самостоятельно, а слияние с федеральными ритейлерами позволяет получить доступ к капиталу, говорит академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев.

«Мы были эффективными для региональной торговой сети, но шансов стать федеральным игроком самостоятельно у нас не было — не хватало собственных ресурсов. Это снижает мотивацию», — подтверждает бывший владелец сетей «Покупочка» и «Покупалко» в Южном федеральном округе России и Ставропольском крае (ООО «Тамерлан») Евгений Ищенко. В апреле этого года X5 Group выкупила 100% ООО «Тамерлан». Залогом достижения соглашения стала объективная и знающая рынок команда, которая закрывает сделки M&A, говорит Евгений Ищенко, противопоставляя подход еще одного претендента, который пытался в два раза занизить реальную стоимость недвижимости.

Тренд на масштабирование

Федеральные ритейлеры заинтересованы в приобретении перспективных региональных сетей, считают эксперты. Преимущество расширения за счет M&A — владение уже доказавших эффективность локаций и форматов, говорит Александр Лебедев.

Это позволяет выходить в те регионы, где компания еще недостаточно представлена, говорит глава M&A X5 Group Максим Денисов.  Из 1,5–2 тыс. новых магазинов, которые ежегодно открывает ритейлер, около 10–15% проектов приходится на сделки M&A.

Для ритейлера сделки слияний и поглощений становятся стратегическим вектором развития: X5, которая появилась благодаря слиянию в 2006 году сетей «Перекресток» и «Пятерочка», с тех пор скупает перспективные активы. В августе этого года сеть купила, например, компанию «Виктория Балтия», которая управляет несколькими сетями в Калининградской области, Москве и Московской области, а также двумя распределительными центрами и гипермаркетом «Кэш» в Калининграде. В прошлом году Федеральная антимонопольная служба разрешила X5 Group провести сделку по покупке 16 торговых объектов сети Prisma в Санкт-Петербурге. Финский холдинг S-Group, владелец магазинов Prisma, покинул страну на фоне санкций.

Регионы Сибири, Дальнего Востока и отдельные территории Центральной России представляют особый интерес для развития сети, говорит Максим Денисов. Так, X5 Group заключила стратегическое партнерство с ГК «Красный Яр» (226 торговых объектов в Красноярском крае, Туве и Хакасии) и крупнейшим ретейлером в Восточной Сибири «Слата» (362 объекта в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае). При этом, по словам Максима Денисова, компания пытается максимально оставить сильные стороны каждого проекта, такие как лояльная клиентская база, узнаваемый в регионе бренд или топ-менеджмент. Поэтому в случае с этими активами был выбран нехаркетрный для сделок M&A формат стратегического партнерства.

Партнерские отношения

Стратегическое партнерство позволяет региональным сетям оставить за собой управление и при этом получить доступ ко всем операционным возможностям мажоритарного партнера: возможность улучшить IT-системы, закупочные условия, включить в ассортимент собственные торговые марки сети, посняет Михаил Бурмистров. «Это позволяет улучшить показатели прибыльности и сформировать предпосылки для более эффективного и сбалансированного развития», — отмечает Михаил Бурмистров.

У группы не было цели полностью продавать компанию, рассказал председатель совета директоров ГК «Слата» Вячеслав Заяц: «Сделка, сохраняющая наше участие в управлении компанией на условиях передачи контрольного пакета акций Х5 Group, позволила нам продолжить развивать бизнес на территории присутствия сообща с сильным партнером».

Сохранение автономии сервиса было главным условием сделки по продаже X5 в 2021 году активов компании из сегмента dark kitchen «Много лосося», рассказал ее основатель Александр Мутовин. Он отметил, что у топ-менеджмент осталось право на принятие всех основных операционных решений. С Х5 они согласовывают µ стратегию и общий бюджет. За прошлый год оборот проекта вырос почти в три раза и составил 4,1 млрд руб. X5 помог сервису создать процессы учета и отчетности, выстроить юридическую поддержку отношений с контрагентами, что повысило надежность бизнеса в целом. Александр Мутовин подчеркнул, что этого удалось достичь за счет гибкости партнера и поддержки мотивации команды.

Разнообразие моделей и подходов к M&A возможны только при четком и эффективно выстроенном процессе дальнейшей интеграции активов, говорят в X5 Group. Несколько лет назад компания приняла новую стратегию, ключевым элементом которой была трансформация модели управления: сегодня X5 управляется как портфель торговых сетей и объединяющих их цифровых бизнесов и сервисов, выстроенных вокруг клиентского пути. Благодаря этому у компании появилась возможность легко встраивать в свою систему новые бизнесы, в том числе торговые сети, которые получают все возможности цифровой и логистической инфраструктуры и быстро увеличивают трафик и экономическую эффективность.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте