Оборот компании увеличился в 2005 году на 20%. «Выше рынка, но ниже прямых конкурентов» – говорят эксперты.
«Рамэнка» – оператор торговой сети «Рамстор» – увеличил в 2005 г. оборот на 20% – с 500 до 600 млн долл. Количество магазинов сети – в разных форматах – увеличилось более чем на 50% (с 31 до 49), причем помимо столицы с окрестностями активно осваивались и другие регионы (Казань, Петербург, Волгоград с областью). Объем инвестиций в развитие сети составил 150 млн долл.
«Рамэнка» – российская сеть, основанная в 1997 г., которой владеют на паритетных началах крупнейший ритейлер Малой Азии Migros Turk TAS (входит в группу KOС) и (в лице двух дочерних фирм) турецкая частная корпорация Enka. С момента основания инвестиции в развитие сети достигли 400 млн долл. Все российские магазины находятся в собственности компании. Основные финансовые показатели (EBITDA, чистая прибыль) не раскрываются.
Появляющиеся более подробные цифры отчетности других компаний позволяют говорить о том, что сеть «Рамстор» развивается не так быстро как по сравнению с прямыми конкурентами (работающими в ценовом сегменте «выше среднего»), так и с «середняками» и дискаунтерами. То же было и годом ранее (оборот в 2004 г. вырос на 15%).
«Рамстор» сейчас развивается медленнее, чем его основные конкуренты – «Седьмой Континент», «Перекресток» и т.д., – говорит аналитик РБК Валентин Крохин, – торможение началось чуть более года назад и, видимо, связано с управленческой проблемой: менеджмент «Рамэнки» не смог быстро перестроиться под работу в высоко конкурентной среде. Например, принцип «арендуем магазины сами у себя» не совсем соответствует принципам других компаний, ориентирующихся на «нормальную аренду». При этом общий вектор развития компании вроде бы правильный – движение в регионы, однако верно ли найдены узловые точки – вопрос другой. Например, в Казани очень сложная конкурентная ситуация».
«Конечно, отставание по росту оборота от других премиум-сетей – «Перекрестка», «Седьмого Континента» и т.д. – у «Рамстора» существенное, – возражает Ольга Самарец из ИК «ФИНАМ». – С другой стороны, «Рамстор» и существенно обогнал розничный рынок в целом (рост в 12%), и при этом, в отличие от некоторых других сетей, уложился в собственные прогнозы. Это позволяет предполагать, что и планы по более существенному увеличению оборота в нынешнем году (с 600 млн до 1 млрд долл.) также могут быть реализованы».
Причины определенного замедления роста (в конце 1990-х гг. и начале нового столетия «Рамстор» развивался очень активно) часть экспертов видит и в своеобразном «азиатском» менталитете руководителей компании, который не всегда адекватен быстроменяющейся ситуации на российском рынке. Само собой, более «гибкие» конкуренты – как россияне, так и немцы, французы, могут рассчитывать и потеснить турецкого ветерана российского ритейла, а может быть, и перекупить его.
«Тесная связь «Рамстора» с Enka – фактически собственной девелоперской компанией – придает сети «вес», так как она обрастает собственной недвижимостью, которая дорожает и дорожает, – считает эксперт BBPG Consulting Алексей Тихомиров, – с другой стороны, компания не имеет возможности расширяться также быстро, как конкуренты. Налицо и ошибка формата, в результате которой «Рамстор» в Москве конкурирует чуть ли не со всеми, начиная от Auchan и Metro и заканчивая «Перекрестком». Как результат – валовая маржа на довольно среднем уровне 28,7% и небольшая чистая прибыль. Как перспектива – скорее всего, продажа «Рамстора», и с этой точки зрения компания с ее недвижимостью (а также логистикой, оборудованием и т.д.) – лакомый кусок, на который могут претендовать сразу несколько российских и иностранных покупателей».
«Рамстору» в последнее время не хватает свежих идей, – считает эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, – во второй половине 1990-х гг. им очень помогала прямая реклама, но тогда было другое время: и реклама была дешевой, и выходила турецкая сеть на почти свободный рынок. Сейчас и реклама дороже, и сила ее воздействия на целевую аудиторию ритейлеров снижена (каждый магазин находится в определенной зоне обслуживания, использование выходящих за рамки этой зоны СМИ малоэффективно). Карточки клуба «Рамстор» когда-то были интересным начинанием, но сейчас нечто подобное используют и другие ритейлеры – и, кстати, на более широкий диапазон товаров и с более существенным скидками. Остающийся арсенал – спецакции, праздники магазина, буклеты и т.д. – необходимо, видимо, задействовать более интересно».