Закон о розничной торговле по замыслу правительства должен избавить взаимоотношения сетей и их поставщиков от конфронтации. Произойдет ли это на самом деле, в интервью "Ко" рассказал главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис.
Мало какой законопроект вызывал столько же споров, сколько готовящийся к принятию закон "О торговле". Различные ведомства готовили документ более двух лет, и дискуссии вокруг него не утихали ни на секунду. После того как проект попал в Госдуму, к правительственному варианту прибавилось около 300 поправок: было предложено ввести государственное регулирование наценок на продукты питания, ограничить рост торговых сетей, запретить продажи продукции под частными марками сетей и многое-многое другое.
— В правительственный законопроект "О торговле" депутаты уже внесли 246 поправок. На ваш взгляд, эти предлагаемые изменения пойдут на пользу развитию рынка?
— Не только не пойдут на пользу, но и навредят. Законопроект, внесенный в Думу правительством, не идеален, более того, он содержит целый ряд чрезвычайно вредных для рынка новаций, однако это вымученный компромисс между поставщиками и сетями. Уверен, что впоследствии некоторые из предложенных норм отменят, когда поймут, что наломали дров. Многие из внесенных депутатами поправок носят популистский характер и абсурдны в условиях рыночной экономики.
— Насколько велика вероятность, что в законопроекте появится норма, разрешающая правительству регулировать торговую наценку?
— Может появиться норма, дающая государству право регулировать наценку на социально значимые продукты на ограниченное время в моменты их пикового удорожания. В принципе, мы с этим не спорим.
Но вот фиксация наценки на уровне 25% (такие предложения тоже есть) — мера сомнительная, напрямую ведущая к росту цен на эти же самые продукты.
Кроме того, она убьет малый и средний торговый бизнес. Маленькие сети и отдельные магазины работают с дистрибьюторами или дистрибьюторами дистрибьюторов. Если такая максимальная наценка распространится на всю цепочку — от производителя до кошелька покупателя, небольшие магазины просто закроются. Если наценка в 25% будет только в рознице, норма не станет работать. Просто наценка будет оседать в оптовых компаниях.
Сейчас продукты с быстрой оборачиваемостью продаются с минимальными наценками, с медленной — с более высокими. Если привести наценку к среднему знаменателю, то менее востребованные продукты, скорее всего, не подорожают, а вот товары повседневного спроса сильно вырастут в цене.
— Как повлияет на деятельность ритейла поправка, внесенная ФАС, согласно которой сеть с долей рынка более 25% в определенном городе не может открывать новые магазины в этом городе?
— Государство имеет право вводить ограничения. В каких-то странах запрещается открывать крупные торговые центры на окраинах, если у государства есть цель стимулировать посещение центра города. Где-то наоборот, запрещено строить в центре городов. Поэтому я положительно отношусь к тому, чтобы государство на уровне муниципалитетов давало понять, чего оно хочет. Но считаю, что такое регулирование нужно отложить лет на десять. Россия в разы отстает от Европы по обеспеченности современными торговыми площадями. Наша компания — лидер рынка, но занимает всего 5%. Надо не ограничивать развитие, а стимулировать открытие новых магазинов. Кроме того, предложенную норму в текущих условиях никто не сумеет разумно администрировать, поэтому ФАС сама предложила отсрочить ее введение до 2014 года.
— Согласно законопроекту сети не смогут брать с поставщика плату "за вход" и различные бонусы. Как это повлияет на бизнес ритейлеров и поставщиков?
— В первую очередь это повлияет на бизнес производителей и на доступность продукции для покупателей. Приведу простой пример. К нам приходят сотни производителей, которые зарегистрировали новый бренд товара, разработав уникальную рецептуру и дизайн упаковки, и хотят его нам поставлять. Но у нас в ассортиментной матрице уже есть аналоги в данной категории. Раньше они могли бы сказать: "Дорогие товарищи, у вас есть листинг-лист с официальными расценками. Мы платим деньги, и вы начинаете это продавать". Сейчас листинг запрещен. Сети будут торговать только популярными товарами, которые покупают, по которым есть статистика. Это продукция под известными брендами. И у новых товаров будут большие проблемы. Эта норма пролоббирована крупными производителями и защищает их от молодых и агрессивных соперников, ограничивает конкуренцию и не понятно как увязана с призывом президента к инновационному развитию страны.
— Нужно ли в целом отрасли регулирование? И каким, на ваш взгляд, оно могло бы быть?
— Был старый советский анекдот: когда в пустыне Сахара введут госрегулирование, там исчезнет песок. Россия — одна из немногих стран, где обсуждается закон о "борьбе с торговлей". Торговля всегда являлась и будет являться локомотивом экономики. Ее нужно развивать, поддерживать платежеспособный спрос. Все, что хорошо для торговли — хорошо для населения, значит, хорошо и для страны в целом. Что касается регулирования, то у отрасли есть проблемы, которые нужно решить, снизив издержки торговли. В этом случае наценки сами снизятся. Это слаборазвитая инфраструктура, беспредел проверяющих органов, пробелы в налоговом законодательстве, сепаратизм местных властей, а также зияющие дыры в регулировании качества производимых товаров.
Резюме Льва Хасиса
Родился: в 1966 г. в г. Куйбышеве
Образование: Куйбышевский авиационный институт; Финансовая академия при Правительстве РФ; Санкт-Петербургский университет МВД России. Доктор экономических наук, кандидат технических и юридических наук, член-корреспондент РАЕН
Профессиональный опыт:
С 1991 г. — генеральный директор ОАО "Самарский торговый дом",
с 1993 г. — вице-президент ОАО "АвтоВАЗбанк"
1994 — 1998: арбитражный управляющий, президент, председатель совета директоров ОАО "Авиакор"
1996 — 1998: вице-президент Альфа-банка
С 2001 г. — председатель совета директоров ОАО "Торговый дом ЦУМ",
с 2003 года — председатель совета директоров ОАО "Торговый дом ГУМ".
С 1999 г. — член совета директоров ТД "Перекресток"
2002 — 2006: председатель совета директоров ТД "Перекресток"
С 2006 г. — главный исполнительный директор X5 Retail Group
В феврале 2008 г. Лев Хасис был избран председателем президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)
Семейное положение: женат, 2 детей