Можно сказать, что двухлетний спор за товарный знак Pulanna близок к завершению.
В конце марта руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борисом Симоновым было утверждено решение коллегии Палаты по патентным спорам ФИПС от 27 января 2006 г. Напомним, 28 мая 2004 г. в Палату по патентным спорам было направленно заявление «О досрочном прекращении части регистрации товарного знака Pulanna № 124856 на территории Российской Федерации». После почти двух лет разбирательств Палатой было выяснено, что товарный знак Pulanna был зарегистрирован и использовался компанией Pulanna Sp. z o.o. добросовестно и в соответствии с законами. 27 января 2006 г. вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления от 28 мая 2004 г. и принято решение оставить в силе правовую охрану товарного знака Pulanna по свидетельству № 124856.
Торговая марка Pulanna с 1993 г. является собственностью польской компании Pulanna Sp. z o.o., которая разрабатывала и производила косметические средства совместно с государственным Тяньзинским институтом косметологии в Китае. В 2001 г. Институт был переименован в Tianjin Cosmetics & Technical Research Institute Co. Ltd и стал частным предприятием. С этого момента у поляков стали возникать проблемы, которые были связаны с ненадежностью производителя. Заказы на косметические средства своевременно не выполнялись, происходили изменения в ассортименте заказываемых средств. Из института был вынужден уйти профессор Шу Ксяо Ксян, бывший директор и один из главных разработчиков косметики Pulanna, который и сейчас активно сотрудничает с Pulanna Sp. z o.o. Были также предприняты попытки продавать за спиной Pulanna Sp. z o.o. косметические средства под маркой Pulanna (в Испании, России).
В 2004 г. польская компания предпочла вести бизнес с другим китайским партнером. Однако Тяньзинский институт начал самостоятельные поставки в Россию продукции под маркой Pulanna. История получила продолжение в нашей стране: дистрибьюторская фирма «Восток-Запад XXI Век» разделилась на две противоборствующие компании. Алексей Горовой, не желая заниматься контрафактом, остался верен правообладателю товарного знака компании Pulanna Sp. z o.o. и стал одним из учредителей «Восток-Запад Новый Век». В свою очередь Артур Митансин предпочел китайцев, зарегистрировал фирму «Восток-Запад XXI Век» и продолжил продавать Pulanna, а затем, после того как китайская Pulanna была признана контрафактной продукцией, начал производство и поставку косметики под маркой Meiluna, схожую с Pulanna внешним видом и составом. Данных о продажах Pulanna обе стороны не предоставляют, известно только, что в 2003 г. в России косметики под этой маркой было продано на 4,3 млн долл. (тогда объем российского парфюмерно-косметического рынка составил около 5 млрд долл.).
Далее скандал вокруг косметической марки Pulanna вступил в новую фазу. В апреле 2005 г. Pulanna Sp. z o.o. через юридическую компанию «Городисский и Партнеры» подала заявки на регистрацию объемных товарных знаков. Это стандартная регистрация внешнего вида продукции, позволяющая защитить товар от имитации, когда внешний вид подделки ничем не отличается от оригинала, только несколько изменено название. В сентябре после вынесения решения о регистрации товарного знака Pulanna Sp. z o.o. получила уведомление о признании недействительным ранее направленного документа. Алексей Горовой расценивает это действие как незаконное: «Мы прошли необходимые экспертизы в ФИПСе, и решение о регистрации было принято еще в 2005 г. Но затем мы получили уведомление о том, что экспертизы недействительны. Руководителю ФИПСа Борису Симонову не предоставлено право признавать результаты экспертизы незаконными, и такая форма отказа неправомочна. Pulanna Sp. z o.o. подала документы в Генпрокуратуру, и теперь мы ждем решения». Это заявление будет рассмотрено в ближайшее время, и если иск польской компании отклонят, то Pulanna Sp. z o.o. придется отказаться от попыток получить «охранную грамоту» на свой товарный знак в нашей стране. Пока польская компания и ее российский дистрибьютор решают проблемы с торговой маркой, в сети «Арбат-Престиж» под брендом Meiluna продавалась косметика, которая выглядит почти как Pulanna.
Скандал начался во многом из-за недальновидности поляков, считает Алексей Горовой: «Когда мы начали работать с компанией «Городисский и Партнеры», они поразились, что Pulanna зарегистрирована только по некоторым позициям и бренд никак не защищен от производства и продажи продукции, схожей с ним». Интересно, что начало конфликта положил китайский генерал Джао Лянь, который стал одним из акционеров Tianjin Cosmetics. Польская сторона, рассказывает г-н Горовой, сочла приватизацию института перспективной, поскольку генерал обещал привлечь дополнительные инвестиции в производство. Однако после того как форма собственности института сменилась, начались проблемы с выполнением заказов и попытки «рулить брендом». Pulanna Sp. z o.o. перенесла производство на другое предприятие в Китае. В настоящее время ее продукция для российского рынка производится также в Великобритании.
Вице-президент «ЭкспоМедиаГруппы» Анна Дычева-Смирнова считает, что за два года конфликта произошло сильное размывание бренда. «Все четыре стороны конфликта рубят сук, на котором сидят. Если подобные истории и случались на косметическом рынке, то разрешались они полюбовно. В результате такого противоборства страдает репутация марки», – считает она.