Ассортимент продуктов питания на российских прилавках не меняется, а претензий к качеству товаров становится все больше, говорят в Роспотребнадзоре. В этом году количество жалоб потребителей выросло на 30 процентов, сообщила Главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова.
По ее мнению, дело тут, скорее, не в том, что мясной фарш или кусок сыра плохо пахнут, а что у населения быстро идет "эволюция потребительского сознания".
"РГ" решила узнать, легко ли проверить качество продуктов и что на самом деле волнует покупателей. Мы обратились к независимым лабораториям, которые проводят испытания продуктов и продовольственного сырья для определения их качества и безопасности. Выяснилось, что работы у них за последнее время прибавилось. К независимым экспертам чаще обращаются не простые граждане, а производители, рассказывает начальник испытательной лаборатории пищевых продуктов сырья и материалов ФБУ "Тест-Санкт-Петербург" Людмила Серажутдинова. Они приходят к экспертам, чтобы получить декларации и сертификаты. "Жалоб много и от населения. Люди стали разбираться, что едят: читают этикетки, беспокоятся, нет ли в составе чего-то вредного", — говорит она.
Примерно половина обращений связана не с реально плохим качеством, а с повышенными запросами населения, соглашается председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
"Роспотребнадзор проверяет сотую долю процента тех товаров, которые ежедневно выкладывают на прилавки. В прошлом году надзорная служба забраковала примерно десятую часть той мясной продукции, которую проверяла. Если перевести это в федеральные масштабы, то убыток получается приличный", — сетует эксперт. Выходит, что на плечи производителей и населения ложится обязанность самим определять, что не так сегодня с запахом, цветом и вкусом продуктов питания.
Да, люди могут сами обратиться в региональные государственные лаборатории, которые проведут бесплатную экспертизу товара. Но на это уйдет немало времени, иногда несколько недель. Сделать это быстрее можно у независимых специалистов.
Но и здесь тоже свои особенности. Например, купил человек упаковку молока, открыл, стал готовить кашу и на полпути понял, что качество совсем не то — даже не сомнительное, а откровенно плохое. "И вот приходит он к нам, говорит: проверьте, — рассказывает Людмила Серажутдинова. — Но мы же не можем такое проверять. А вдруг туда уже что-то подмешали?"
Много обращений о некачественных БАДах, говорит специалист: "Тут у нас позиция вообще другая. Люди! Не используйте их, там засилье некачественной продукции очевидно".
Могут ли сами россияне бороться с плохими товарами? В Союзе потребителей России говорят, что нет, потому что главная причина, по которой в наш холодильник иногда попадает плохая рыба и даже водка, — это то, что ретейлеры добиваются у поставщиков как можно более низких цен. Получить их можно двумя способами: использовать дешевое сырье и упрощенные технологии производства. В принципе, за рубежом проблема аналогичная, но там большую роль играет репутация, поясняет Петр Шелищ. Если завод поймают на недоброкачественной продукции, он себя просто загубит.
У нас пока это не срабатывает. А с каждым куском сомнительной колбасы в лабораторию не набегаешься, да и не везде проверку делают бесплатно. Иногда счет доходит до нескольких тысяч рублей. И поэтому Петр Шелищ советует: "Людям, которым важно здоровье, проще выбрать продукты в проверенном магазине, чем тратиться на независимую экспертизу. В такие лаборатории идут, когда что-то не так с машиной, шубой или плитой".
Есть еще один момент, который волнует покупателей и заставляет их волноваться о качестве продуктов. Это ограничения на импорт продовольствия из стран ЕС. Но тут эксперты "РГ" единодушны: хуже не стало. Продукты по-прежнему на хорошем уровне, а учитывая, что многие позиции пришлось замещать силами отечественных компаний, мы даже вышли в плюс, авторитетно заключает Людмила Серажутдинова.
Остается, пожалуй, главное, чего стоит добиваться, но не гражданам, а государству. Это сделать обязательной к применению мировую систему ХАССП (эффективная методика обеспечения безопасности пищевых продуктов), говорит Петр Шелищ. И поясняет: она позволяет обеспечить безопасность продуктов на всех стадиях производства. "Тогда и жалобы в Роспотребнадзор сойдут на нет. У нас пока принято два ГОСТа по такой системе, но оба они носят рекомендательный характер, так как требуют больших финансовых затрат для внедрения", — говорит эксперт "РГ".
ХАССП (или как ее еще называют Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки — Hazard Analysis and Critical Control Points) будет стимулировать ретейлеров оценивать своих поставщиков не только по цене на услуги и сырье, но и по соответствию качеству. И, конечно, добавляет Шелищ, без внезапных проверок как старых, так и новых предприятий — никуда.
Мониторинг "РГ"
В магазине, где мы уже больше трех месяцев следим за стоимостью продуктов, цены за последние семь дней изменились не сильно. На 15 рублей подорожали яблоки, на 3 рубля — помидоры, по одному рублю прибавили картошка, капуста и бананы.
Стоимость гречки выросла всего на 6 копеек, но ее теперь на прилавках много. Килограммовую пачку этой крупы можно купить за 30 рублей 36 копеек.
Продуктов, цены на которые упали, в этот раз тоже немного. На 46 рублей подешевел замороженный хек, на 26 рублей — российские огурцы, на 18 рублей — сладкий перец из Турции, на 1 рубль — отечественная морковь.