К 1 июня ведущие федеральные ритейлеры намерены прекратить возврат хлеба поставщикам. Для этого в мае они скорректируют договоры с контрагентами. Производители неоднократно жаловались, что им приходится выкупать свою продукцию с истекающим или уже истекшим сроком годности у торговых сетей, причем по той же цене, что и продали ритейлерам. В 2016 году до трети хлеба по всей стране торговые сети вернули производителям. Последних уже поддержали в Госдуме, Федеральной антимонопольной службе и Роспотребнадзоре.
О том, что ритейлеры намерены прекратить возврат непроданного хлеба с 1 июня, говорится в письмах председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Ломакина-Румянцева к ритейлерам и в Российский союз пекарей. Всех членов АКОРТ ("Ашан", X5 Retail Group, "Дикси", "Магнит" и другие крупнейшие сети) он попросил обратиться к поставщикам хлебной продукции, заинтересованным в отказе от сложившейся модели распределения рисков производства, "с предложением внести соответствующие изменения в договоры уже в мае сего года".
"Ведущие ритейлеры запланировали достичь поставленную цель в пилотном режиме уже к 1 июня", — добавил Илья Ломакин-Румянцев.
В письме президенту Российского союза пекарей (РСП) Валерию Чешинскому представитель АКОРТ напомнил, что в начале 2017 года стороны договорились разрешить вопрос возврата в течение года. Однако обсуждение проблемы, состоявшееся на встрече президента России Владимира Путина с членами президиума Совета законодателей 24 апреля, "указывает на необходимость ускорения решения данной задачи", подчеркнул Илья Ломакин-Румянцев. Владимир Путин в ходе встречи выразил сомнение, что требование забрать товар, тем более просроченный, соответствует действующему закону. Он предположил, что речь идет о недобросовестной правоприменительной практике.
По словам президента Российского союза пекарей Валерия Чешинского, сети возвращают поставщикам хлеб с истекающим или уже истекшим сроком годности. Он уточнил, что средний срок хранения хлеба — три дня. При этом выкупать продукцию партнерам сетей приходится по цене продажи. Дальше производителям приходится перепродавать хлеб индивидуальным предпринимателям в 6–7 раз дешевле изначальной стоимости (как правило, он идет на корм скоту).
По данным союза, в прошлом году было продано до 11 млн т хлебобулочной продукции. Это до 30% изначально поставленного хлеба.
— Хлебозавод производит и поставляет продукцию в торговые организации в соответствии с ежесуточным заказом — объем и ассортимент формирует сеть, которая настроена заказать чуть больше, чем может продать, чтобы полки выглядели заполненными, — рассказал Валерий Чешинский. — В случае недопоставки производитель платит штраф, при этом поставка происходит в рамках договора купли-продажи, товар переходит в собственность покупателя, но производитель подписывает приложение к договору об обратном выкупе нереализованной продукции.
— C 1 июня Х5 Retail Group прекращает практику обратной реализации непроданного хлеба производителям, часть поставщиков уже переведены на безвозвратные условия поставки, — сказали в пресс-службе компании.
В "Ашан Россия" сказали, что уже несколько лет работают с поставщиками без возвратов, напомнив, что законодательство обязывает компании утилизировать хлеб с истекшим сроком годности. В Metro cash&carry уточнили, что любой возврат товаров является исключительно добровольным и происходит только по инициативе самого поставщика, хотя компания стремится сократить процент возврата до минимума.
В "Дикси" заявили, что работают над минимизацией возвратов.
Ранее в Госдуме поддержали производителей, выступив против возвратов хлеба. Так, депутат Ирина Яровая оценивала, что от подобной политики торговых сетей Россия ежегодно теряет 3 млн т высококачественной ржи и пшеницы, а денежные потери составляют порядка 50–60 млрд рублей. В Роспотребнадзоре поддержали инициативу парламентария. В ФАС признали подобные действия недобросовестными.