Лоббисты трех российских пищевых отраслей — зерновой, молочной и мясной — призывают российские власти вернуть в обиход одну из примет эпохи перестройки. Они предложили раздавать малоимущим россиянам продовольственные карточки. Авторы идеи уверены, что это поможет накормить голодных и поднять внутренний спрос на продовольствие. Предложение уже рассматривается в правительстве.
О том, что введение системы социальных продовольственных карт для малоимущих граждан позволит обеспечить экономическую доступность продовольствия, а заодно поддержать спрос на основные продтовары отечественного производства, заявил сегодня президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. По его словам, социальная продовольственная карта может быть чем-то средним между кредитной картой и социальной картой москвича.

К примеру, власти будут перечислять на нее около 1 тыс. рублей каждый месяц. "Эта сумма будет не очень накладна для бюджета и позволит поддержать малоимущих граждан и спрос на продовольственные отечественные товары", — приводит РИА "Новости" слова Злочевского. В настоящее время предложение находится на рассмотрении в Минсельхозе России.

К малоимущим в настоящее время относится более 8 млн россиян. Впрочем, если вспомнить последние подсчеты Росстата, то по состоянию на январь — сентябрь 2009 года количество граждан России с денежными доходами ниже прожиточного минимума (5198 рублей в третьем квартале 2009 года) составляло 19,7 млн человек, то есть 14% населения.

Именно этой категории населения власти могли бы покрывать часть расходов на продовольствие — например, в размере 30%. При этом, по словам Злочевского, еще должен быть утвержден соответствующий перечень продукции, за которую с этой карты можно доплачивать. В сельской же местности, где магазины не обеспечены терминалами для приема банковских карт, глава РЗС предложил ввести продовольственные купоны.

"В советские времена тема продовольственных карт была связана с физической доступностью продовольствия. Сейчас никаких проблем с физической доступностью нет, речь идет об экономической доступности продовольствия, которая является одним из базовых понятий в доктрине продовольственной безопасности", — подытожил Злочевский.

Глава Молочного союза России (объединяет переработчиков молока) Владимир Лабинов признал, что карточки у многих могут вызвать "неприятные воспоминания". Но в наши дни речь идет не о преодолении дефицита продуктов, а об обеспечении всех россиян доступной едой. "Программы продовольственной помощи носят лишь экономический характер, — сказал Лабинов. — Они стреляют как двустволка: поддерживают малоимущих и одновременно помогают производителям".

"У многих включается историческая память: люди вспоминают очереди, распределение и спешат сделать вывод, что продовольственные карточки — это плохо и позорно", — соглашается исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов-младший. Однако это всего лишь эмоциональная критика, тогда как, по мнению эксперта, в этой программе практически "минусов вообще нет".
Поднять спрос в данном случае не первостепенная задача, говорит Сизов. Главное — помощь менее обеспеченным слоям населения, в необходимости которой сомнений нет. "Цены на продовольствие продолжают расти, — напоминает он. — Несмотря на рост импортозамещения, производители не стесняются делать продукты дороже". Реальные доходы населения стагнируют.
За прошлый год на фоне кризиса они выросли в среднем всего на 1,9%. Поэтому ситуация с потреблением продовольствия ухудшается, отмечает Сизов.

Впрочем, в любом случае на практике не удастся быстро внедрить программу, говорит эксперт. "Минфин будет против", — говорит Елена Матросова, директор центра макроэкономических исследований компании BDO в России. По ее мнению, при всей необходимости такой программы она может обнаружить и подводные камни, в частности, способствовать разогреву инфляции.

Со стороны местных властей пока не прозвучало поддержки данной программы. Геннадий Лифинцев, первый заместитель руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы, заявил, что необходимости во введении продовольственных талонов нет. Более того, он считает, что это создаст "психологическую напряженность" в обществе.

Впрочем, официального мнения у правительства Москвы на сей счет пока нет, отметил он.

Докризисные талонные инициативы

Впервые в постсоветской истории России идея о введении продовольственных карточек была высказана экс-министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым в 2007 году, когда произошел скачок цен на пищевые продукты примерно на 20%. В мае 2008 года председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев предложил рассмотреть законопроект о введении продовольственных карточек после того, как стало ясно, что заморозка цен себя не оправдала. Однако идея была похоронена.
Одним из противников выступило Минэкономразвития, чиновники которого заявили, что такая мера может привести к огромному количеству злоупотреблений.

Способны ли карточки на продовольствие возродить сельское хозяйство России?

Валерий Фадеев, председатель комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства
Что касается спроса, то карточки никак его стимулировать не могут, все это вздор. Тем более что у нас вообще прекрасный спрос на еду. Сегодня идет вытеснение импорта отечественными продуктами: например, все уже забыли про "ножки Буша". Нечего здесь выдумывать, нужно просто следить за ценами и очень тщательно работать по всей цепочке производства, доставки, продажи, налогов и так далее. Потому что у нас в стране все дорого — что на машине привезти товар, что от налоговой инспекции откупиться. Сельское хозяйство при этом возрождается уже много лет подряд: дотации достаточно велики, а в некоторых сегментах уже близки к тем, которые есть в развитых странах. За последние годы наблюдается огромный прогресс. Вопрос еще далек от идеала, но очевидно, что есть результаты. Однако карточки здесь ни при чем, хотя они могут быть уместны для работы с бедными слоями населения. Правда, тут уже нужно разбираться в деталях, потому что речь ведь идет не о тех карточках, которые выдавали в войну или на закате советской власти; имеются в виду современные методы.

Елена Тюрина, гендиректор Института аграрного маркетинга
Я бы начала с того, что нужно говорить не о возрождении сельского хозяйства (оно и так у нас есть и развивается), а о том, чтобы помогать дальнейшему росту производства. А здесь если одной из основных целей внедрения карточек является стимулирование спроса, то рост спроса населения на основные продукты питания приведет к увеличению емкости рынка. Соответственно, увеличится потребность и в сельскохозяйственном сырье. Единственное, что механизм реализации подобной идеи достаточно сложен, и существует несколько направлений.

В частности, мы когда-то общались с американцами. Так вот у них схожая модель работала, однако финансирование шло отчасти из бюджета, а отчасти от компаний, которые продвигали свою продукцию в рамках проекта. То есть они в какой-то степени инвестировали в стимулирование спроса и компенсировали часть стоимости продовольствия, которое покупало население, работали на будущее.
Поэтому, повторюсь, сама по себе идея хорошая — важно, как ее будут реализовывать. Если, допустим, пойдет прямое финансирование, то важно будет, опять же, какое: адресные деньги потребителю на карточку или, может быть, финансирование торговых сетей, чтобы они снижали цену для людей, у которых есть карточка.

Юрий Кацнельсон, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров
Позволю себе не отвечать за всю Россию и за все продовольствие, а отвечать только по теме хлеба, который выпекается. Так вот, худшего для имиджа России действия, чем введение карточек на хлеб, полагаю, придумать нельзя. После этого энное количество лет в нашу сторону неизбежно будут тыкать пальцем и говорить, что здесь, с одной стороны, нефть и газ, а с другой — карточки на хлеб, как в блокадном Ленинграде. Все это очень плохо с социально-политической точки зрения. Мне бы очень хотелось, чтобы Злочевский рассказывал про зерно, Лабинов — про молоко, а Мамиконян — про мясо. Когда кто-то из них будет министром сельского хозяйства, то пусть тогда рассказывает про все и за всех.

В то время как со своей стороны скажу, что рынок хлебобулочной продукции в России — свыше 300 млрд рублей. Причем за время кризиса он вырос (в зависимости от региона) от 4 до 10%. В хорошем смысле слова пекари сейчас находятся в ситуации посткризисного рывка. В нормативном плане выгодно и удобно заниматься хлебопечением как бизнесом. А если это удобно как бизнес, то естественно, что это связано с тем, что покупательный спрос, расширение внутреннего рынка делают продукцию доступной, и в первую очередь в ценовом плане.

Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ
А что мы собираемся возрождать? Вряд ли есть что возрождать из советских времен, и вряд ли кто-то этого хочет. Царских времен? Но там был совсем другой уклад. Так что будем говорить о том, чтобы поднять сельское хозяйство. А тут никакая отдельная мера сделать это не способна. Однако продовольственные талоны по аналогии с food stamp, то есть кредитные обязательства органов власти на приобретение какого-то ограниченного ассортимента продовольствия, призваны прежде всего решить социальную задачу. Но если одновременно обусловить эти обязательства правом приобретения продуктов только отечественного производства, то это стало бы хорошим примером стимулирования спроса.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments