Экономический кризис давно уже миновал вместе со всеми соответствующими атрибутами — всеобщей паникой, уходом сетей с рынка, замиранием торгового строительства и падением у многих ритейлеров темпов роста. Однако, несмотря на то, что трудные времена прошли, ритейлеры отмечают — последствия кризиса, в частности, падение покупательской способности и смена приоритетов потребления, еще долго будут мешать им нормально развиваться.

Оборот розничной торговли за первые пять месяцев 2011 г. вырос на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 7 182 трлн. руб. (в январе-мае 2010 г. темпы роста составили 4%), свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. Продажи продовольственных товаров выросли за январь-май только на 1% по сравнению с прошлогодним показателем роста в 4,3%,  продажи непродовольственных увеличились на 15,6%. По мнению Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», свою роль в различии показателей по продажам в сегментах играет тот фактор, что высокая инфляция при низких ставках по вкладам мотивируют потребителей к приобретению дорогостоящих товаров.

«Ситуация в розничной торговле сегодня стабильна. На фоне благоприятной макроэкономической конъюнктуры, умеренного роста располагаемых доходов населения и дальнейшего улучшения потребительских ожиданий, торговля продолжает уверенно восстанавливаться, постепенно демонстрируя увеличение темпов роста, — отметил Максим Клягин. — Полагаю, во втором полугодии в случае сохранения стабильной макроэкономической ситуации и тренда к снижению инфляционного давления темпы роста товарооборота существенно ускорятся».

Темпы роста розничного товарооборота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным Федеральной службы государственной статистики

 

По данным Федеральной службы государственной статистики

Однако не связывать положение дел в розничной торговле с показателями роста в других сегментах экономики и общим состоянием рынка было бы не разумным. Как подчеркнул Владислав Жуковский, аналитик ИК «Риком-Траст», развитие российской розницы во многом зависит и от общей экономической ситуации с стране.

По итогам первых пяти месяцев 2011 г. годовой прирост выпуска продукции и услуг составил лишь 3,8%, тогда как годом ранее аналогичный показатель превышал 7%. По данным инвесткомпании «Риком-Траст», темпы роста промышленного производства едва превысили 5,2% по сравнению с 10,3% в январе-мае 2010 г., производство продукции сельского хозяйства снизилось с 3,5 до 0,6% за аналогичный период. Также наблюдается снижение грузооборота коммерческого транспорта с 12,9% в январе-мае прошлого года до 3,9% по итогам первых пяти месяцев 2011 г.

Наиболее показательным индикатором ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране является значительное снижение инвестиционной активности, утверждает аналитик. В реальности наблюдается едва заметный прирост инвестиций в основной капитал на уровне 2,1%. При этом еще в марте 2011 г. снижение капитальных вложений составляло около 0,3%, а в январе — 2,1%.

На фоне других секторов экономики положение в рознице выглядет более оптимистично, но существенное ускорение темпов роста оборота ритейла свидетельствуют не об увеличении доходов населения и бурном развитии экономики, а о постепенном влезании в долги все большей части людей и проедании их основных сбережний, считают аналитики «Риком-Траст».

По данным Росстата, в первом квартале 2010 г. общее количество людей, чей уровень достатка не дотягивал до уровня прожиточного минимума, составляло порядка 20,6 млн. человек, а по итогам 2010 г.  снизилось до 18,1 млн. человек, то по прошествии января-марта 2011 г. численность нищего населения перевалила за отметку в 22,9 млн. человек.

«Сегмент розничной торговли показывает достаточно неплохие темпы роста и, более того, является одним из немногих секторов, в котором наблюдается постепенное увеличение потребительской и деловой активности. Однако этот рост практически никак не связан с реальным положением дел в экономике и промышленности России, — говорит Владислав Жуковский, аналитик ИК «Риком-Траст». — Увеличение объема продаж в розничных сетях происходит на фоне усиливающегося торможения уровня экономической активности, падения темпов роста промышленного производства, снижения грузооборота транспорта и, что самое печальное, набирающего силу падения уровня жизни населения, снижения реальных заработных плат и стремительно растущего обнищания населения страны. Другими словами, рост потребительской активности, скорее, демонстрирует ускоренное проедание сбережений граждан».

Вести с полей

Несмотря на стабильный рост в отрасли, многие ритейлеры отмечают снижение покупательского спроса в различных сегментах. По словам Сергея Саркисова, вице-президента группы компаний «Новард», управляющей обувной сетью «Эконика», начиная с осени 2010 г. на рынке наблюдается некоторая стагнация потребительской активности. По его мнению, это связано с перераспределением потребительских трат и с медленным ростом реальной покупательской способности.

«Рост так называемых «обязательных» платежей, к которым относятся коммунальные платежи и покупка продуктов питания, привел к тому, что расходы следующего уровня потребления стали уменьшаться. В некоторой степени на стагнацию в розничной торговле влияет и возросшая кредитная активность на автомобильном рынке и в недвижимости. Все эти факторы приводят к тому, что в обувном ритейле происходит процесс перераспределения рыночных долей среди различных игроков», — подчеркнул Сергей Саркисов.

Как отмечает топ-менеджер, после кризиса игроков условно можно было разделить на тех, кто отвоевывал свои позиции в результате экономического спада, и на тех, кто продолжал их терять, и в ближайшие 2-3 года этот процесс продолжится. Кроме того у большинства компаний «произошел рост себестоимости производства примерно на 25-30% из-за возросших расходов на сырье, комплектующие и на рабочую силу».

«Конкуренция на рынке может значительно усилиться в случае вступления России в ВТО, хотя, с другой стороны, международные обувные бренды в меньшей степени могут приспособиться к специфике нашего рынка, — прогнозирует Сергей Саркисов. — Сегодня мы наблюдаем приход новых инвесторов, которые пока присматриваются к обувному ретейлу. Речь идет не о стратегических инвесторах, а об инвестиционных фондах. Фонды, планирующие инвестиции в отрасль, своей целью ставят выход из бизнеса в течение ближайших 3-5 лет за счет продажи доли стратегическому инвестору, либо вывода компании на IPO. Первым игроком среди розничных сетей, вышедшим на IPO, может стать «Центробувь».

Снижение покупательской способности в своем сегменте также отмечает Денис Котов, основатель и генеральный директор сети книжных магазинов «Буквоед», и Михаил Кокорич, совладелец сетей «Техносила» и «Уютерра».

«Со своей стороны я наблюдаю, что покупательская способность продолжает снижаться, по крайней мере в нашем сегменте. В целом мы считаем, что кризис на уровне потребления никуда не делся. Особого развития сегодня отметить не могу», — рассказал Денис Котов.

«По сравнению с прошлым годом в сегменте бытовой техники и электроники наблюдается падение покупательского спроса, клиенты очень осторожно тратят деньги. Сегодня мы зажаты в тиски понижением спроса (около 10%), повышением издержек и арендных ставок. Я думаю, если в будущем до конца года не будет негативных новостей из Америки и Европы, то спрос в сегменте бытовой техники и электроники может восстановиться», — отметил Михаил Кокорич.

Тенденцию падения покупательского спроса отмечает и Сергей Куценко, финансовый директор компании «Модный Континент», управляющей сетью магазинов одежды Incity.

«Последствием финансового кризиса стало резкое падение покупательского спроса, что, соответственно, повлияло на развитие ритейла. Но в 2010 г. рынок начал восстанавливаться, ожидания людей стали более позитивными, и доходы стали расти. Сейчас достаточно высока инфляционная тенденция, что может негативно влиять на общее состояние ритейла, но пока спрос стабилен», — отметил Сергей Куценко.

FMCG по сравнению с другими сегментами отрасли находится в более выгодной ситуации. Как отметил Олег Рыбаков, управляющий компанией «Интерторг» (сеть продуктовых магазинов «Народная 7Я семья»), особых падений не наблюдается.

«Оттока покупателей конкретно по нашим магазинам мы не видим, — говорит Олег Рыбаков. — Сеть работает в эконом-сегменте. Разве тут есть другие варианты, куда пойти за покупками? В магазины премиум-формата или на рынки, где цены значительно выше, покупатели уже не отправятся. Небольшое естественное падение спроса сейчас наблюдается, но оно сезонное, до возвращения людей из отпусков. Наш сегмент не очень рентабелен, но зато стабилен».

В сегменте торговли сувенирной продукцией отмечается небольшое восстановление покупательской активности.

«Покупательский спрос медленно, но восстанавливается, — рассказал Владимир Слепов, генеральный директор сети магазинов «Коралл». — В каждой компании отмечаются свои тенденции, но что касается нашей, то небольшое восстановление спроса и продаж все-таки есть. Темпы развития "Коралла" находятся на уровне 2008-2009 г. В год открывается по 3-4 магазина. Сегодня мы сделали ставку не на количество открытых точек, а на их качество».

Более конкретно обрисовать ситуацию в отрасли и подвести итоги можно лишь к концу этого года. По мнению Марии Колбиной, аналитика «ВТБ24», существенного отличия ситуации во втором полугодии наблюдаться не будет, однако более точные прогнозы можно составить лишь по прошествию всего года.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments