Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр социального проектирования "Платформа" представили итоги исследования потребительского поведения россиян и их отношения к государственному регулированию продовольственного рынка.

Как показало исследование, большинство покупателей в России не видят целесообразности в административных ограничениях продовольственного рынка: они негативно воспринимают идею ограничения работы крупных супермаркетов в выходные, значительная часть населения отрицательно относится к государственному регулированию цен на продукты питания. А ради снижения цен покупатели не готовы жертвовать привычным ассортиментом, комфортом и качеством.

Россияне выбирают сетевые магазины

Согласно результатам опроса, более половины россиян экономят на продуктах питания. При этом лишь около четверти опрошенных сообщили, что они экономят существенно, в то время как для большинства необходимость экономии возникает ситуативно в форме стремления избежать каких-то нерациональных покупок по не самым приемлемым ценам. К режиму жесткой экономии прибегают только те, кто свое материальное положение оценивает как плохое или очень плохое (27% и 12% соответственно), в то время как рес­понденты со средним материальным положением (41%) испытывают необходимость экономить незначительно. 61% опрошенных покупают продукты питания в сетевых магазинах, реже — в небольших магазинах у дома. При этом сетевые магазины выбирают те, кому они доступны, то есть жители городов. Исследование показало, что материальное положение людей очень слабо связано с тем, где они предпочитают покупать продукты: практически нет разницы в ответах респондентов с плохим материальным положением и тех, у кого нет потребности в экономии. Для покупателя в основном важны такие факторы, как близость магазинов, широкий ассортимент, высокое качество продукции, и этим требованиям соответствуют как раз торговые сети.

Однако, по мнению председателя Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Александра Борисова, базовые потребности населения по потреблению до сих пор полностью не удовлетворены: «По данным Росстата, доля сетевой торговли от всего торгового оборота страны — 26,5%. В продовольственном сегменте она составляет сейчас около 50%. Но в ведущих странах мира доля сетевой торговли составляет от 65 до 95%, и там проблема снабжения населения продовольственными продуктами не стоит, чего нам и следует добиться».

Россияне хотят, чтобы магазины работали как в будни, так и в выходные

Еще один важный фактор для российских покупателей — возможность совершать покупки в удобное время. Идею ограничения работы супермаркетов в будни и выходные дни поддерживают 15% россиян, чаще это мнение разделяют респонденты в возрасте 60 лет и старше (26%). Большинство граждан (82%), однако, относятся к предложению отрицательно, 68% считают, что такое решение государства создаст для них массу не­удобств (далеко идти, невозможность купить что-то вечером, отсутствие широкого ассортимента в маленьких магазинах), а 39% полагают, что ограничение конкуренции приведет к росту цен в маленьких магазинах и на продуктовых рынках.

Значительная часть россиян считают, что государство не должно ограничивать цены на продукты

По вопросу ограничения государством цен на продукты первой необходимости в качестве инструмента помощи малообеспеченным у опрошенных нет единого мнения: 14% считают наиболее эффективным государственное регулирование, 32% выступают за комплекс административных и рыночных мер, 50% не считают государственное ограничение цен эффективным и выступают за иные меры поддержки.

Среди населения существуют определенные опасения, связанные с государственным ограничением цен на продукты первой необходимости. Так, 55% опрошенных считают, что такие меры приведут к сокращению количества магазинов, 28% респондентов — к дефициту продукции, спекуляциям и перебоям с поставками. В то, что цены снизятся, а качество жизни людей улучшится, верят 25%. Однако подавляющее число россиян не готовы мириться с падением качества своей жизни ради снижения цен. Так, 88% россиян не согласны на снижение качества продуктов ради установления более низких цен на продукты первой необходимости. За высокое качество обслуживания и широкий ассортимент готовы платить больше 83% и 80% респондентов соответственно. 73% опрошенных не готовы ради более низких цен мириться с дефицитом продуктов первой необходимости, 56% — с сокращением числа магазинов. Для трех четвертей (75%) покупка на товарных базах и загородных рынках не является приемлемым способом экономии.

«Идеи ограничительных мер со стороны государства поддержкой не пользуются: их негативные последствия для большинства вполне очевидны, а для старших поколений — и памятны. Востребованы адресные гибкие формы помощи малоимущим, позволяющие реализовать запрос на государственную поддержку без усиления регулирования рынка», — комментирует руководитель практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМа Юлия Баскакова.

Роль государства в регулировании продовольственного рынка россияне видят в поддержке отечественного производителя и контроле качества продукции

Отвечая на вопрос о том, а какие же функции в вопросах регулирования продовольственного рынка государство должно взять на себя, большинство респондентов назвали поддержку национального производителя и развитие фермерства (58% и 43% соответственно), а также контроль качества производимой продукции (53%). Причем контроль качества со стороны государства одинаково важен для покупателей всех возрастов. А при принятии каких-либо решений государственные органы должны опираться на мнение профессионального сообщества, создавать условия для саморегулирования рынка за счет выстраивания взаимодействия между производителем, поставщиком и продавцом.

Результаты исследования в интервью "Известиям" прокомментировал председатель Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов.

— Проводились ли раньше подобные исследования и что вы можете сказать о динамике изменения показателей?

— Это исследование — второе, первое мы проводили год назад. Интересно, что многие цифры совпадают. Это говорит, с одной стороны, о корректности измерений, а с другой, что результаты нынешнего исследования — не сиюминутные показатели, а уже устоявшиеся тренды. То есть в обществе сформировались определенные нормы потребительского поведения.

— Современный российский покупатель — какой он?

— Этот человек выбирает сетевой магазин, при этом он смотрит на сеть не просто как на посредника: современный ритейл формирует индивидуальный тип потребления, индивидуальный вкус, позволяет человеку выразить себя таким образом — через потребление. И где бы ни находился сетевой магазин, в нем покупатель встречает уже известный ему определенный стандарт. Я согласен с тем, что одна из причин выбора магазина — его доступность. Сегмент магазинов "у дома" все равно остается, такие магазины никуда не исчезли, но они проигрывают с точки зрения ориентации на потребителя. По уровню цен и качества товаров люди предпочитают сети. Среди небогатых потребителей есть даже такой "спорт" — найти, где промоакция, где скидка на определенный товар, покупатели "охотятся" за этим. Хотя, если сравнивать долю сетей у нас и за рубежом, Россия здесь отстает: 50% у нас и до 90% в некоторых европейских странах.

— Важная часть исследования посвящена отношению населения к административным ограничениям, связанным с ценой на базовые продукты. Можно ли ожидать, что в периоды экономичес­ких кризисов или стагнаций появится высокая доля сторонников таких ограничений?

— Мы хотели оценить вероятность этой ситуации, тем более что в прош­лом году в рамках пакета, который предлагала депутат Яровая, эти варианты обсуждались и частично были внедрены в той или иной форме. Однако исследование показало, что в стране сформировался определенный тип потребителя-консьюмериста, который с недоверием относится к вмешательству в такую личную сферу, как потребление. Доля сторонников жесткого регулирования оказалась невелика: 14% респондентов — ядро, которое стремится зафиксировать цены на базовые продукты в интересах малоимущих. Не такое уж и большое для страны, известной своими "левыми" симпатиями. 32% — это взвешенная часть населения, которая допускает сочетание различных мер для регулирования цен. А вот 50% населения не поддерживают никаких форм административного вмешательства в ценообразование. Это очень интересно, так как показывает, что большая доля населения страны полностью перешла в рыночную парадигму.

— А с чем, по вашему мнению, связано столь различное отношение людей к данному вопросу?

— По этому, как и по многим другим социальным вопросам, население у нас не консолидировано — это особенность переходных периодов. Переходных — в смысле долгосрочных исторических циклов, когда одна часть людей смотрит на одни ценнос­ти, другая — на другие. Достаточно посмотреть на возраст опрошенных групп: сторонники ограничения цен — это в основном поколение среднего возраста, пережившее шок 90-х, но их заметно меньше среди молодежи и, как ни странно, людей старшего поколения. По всей видимости, сработала память о Советском Союзе, где были фиксированные цены, но при этом ограниченная линейка продуктов и дефицит.

— Согласно результатам исследования, большинство населения главной задачей государства в сфере регулирования продовольственного рынка видит поддержку отечественного производителя. Значит ли это, что продукты российского производства нравятся потребителям?

— Нет, опрос фокус-групп показал, что далеко не все отечественные продукты соответствуют потребностям людей. Люди с опасением относятся, например, к пальмовому маслу в сос­таве продуктов, к красителям и так далее. Скрытый вред от некачественных продуктов беспокоит потребителей больше, чем вопросы экономии. Но, может быть, это и есть повод для того, что государство должно поддерживать российского производителя? Поддерживать, чтобы качество продуктов улучшалось. Ведь второй по популярности ответ как раз о качестве: люди видят задачу государства в контроле качества продовольствия.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments