Дмитрий Кулик, генеральный директор украинской сети "Брусничка", ответил на вопросы Вероники Гаврилюк.
— Почему именно в прошлом году ритейлеры снова начали увеличивать сети?
— В основном новые магазины открывались на месте точек других сетей — часть операторов ушли с рынка. Это говорит о том, что рынок далек от восстановления, но есть положительные моменты. Во время кризисных 2009-2010 годов доходы граждан росли медленнее, чем инфляция, а уже в прошлом году при росте доходов на 8,7% инфляция составила 4,6%. Это послужило сигналом для активизации развития сетей.
— Вы заметили повышение покупательской способности?
— Во время кризиса потребитель переориентировался на продукты низкого ценового сегмента — поэтому наибольшие темпы роста показывали дискаунтеры. Однако в прошлом году потребители стали больше покупать товаров среднеценового сегмента, и это привело к увеличению среднего чека. В частности, в 2011 году товаров среднего ценового сегмента в денежном выражении было продано на 31% больше, чем в 2010 году, а продажи всей сети выросли на 38-40%.
— Вы развивались за счет органического роста или сделок M&A?
— Во время кризиса, когда развитие нашей сети замедлилось, мы решили развиваться, в том числе за счет покупки бизнеса конкурентов. Тем более что тогда появились хорошие возможности купить активы — многие сети уходили с рынка или продавали часть активов. В результате по итогам 2009 года мы впервые вошли в пятерку лидеров рынка по количеству магазинов. Впрочем, позже мы поняли, что такая стратегия развития себя не оправдывает. Покупка бизнеса, а не недвижимости дает худшую отдачу на вложенные инвестиции, чем при развитии органическим путем. Поэтому в 2010 году мы вернулись к прежней стратегии. Единственное, что мы покупали,— объекты недвижимости. В прошлом году три магазина были открыты в собственных помещениях, остальные объекты брались в аренду.
— Но, развиваясь только органическим путем, вы можете отстать от конкурентов, которые развиваются за счет поглощения…
— Развиваться органически, при этом не только сохранять долю, но и наращивать ее, вполне возможно. Вы можете убедиться в этом на примерах нас и конкурентов — хотя бы сети "АТБ-Маркет". Сейчас можно открывать по 30-50 магазинов в год на месте точек закрывшихся сетей.
— За счет каких финансовых средств вы развивались?
— У нас нет долговой нагрузки, мы развиваемся за счет финансирования компании СКМ. Этот факт дает нам серьезное преимущество перед другими сетями. Мы более мобильны в принятии решений.
— Насколько быстро вы планируете развиваться в этом году?
— Наша стратегия осталась неизменной — мы продолжим органическое развитие на востоке и юго-востоке Украины. Об инвестициях в развитие и количестве открытий мы сможем сообщить после утверждения бюджета компании, но сверх этого открытий в этом году мы не планируем. Многое будет зависеть от роста доходов населения и инфляции.