Возможное ужесточение правил оборота биодобавок ускорит естественный процесс консолидации этого рынка. Небольшие производители будут вынуждены свернуть бизнес, поскольку не выдержат конкуренции с крупными российскими и западными игроками.

Производители биодобавок в панике. В последнее время они получили сразу несколько тревожных сигналов от высокопоставленных федеральных чиновников. Сначала главный санитарный врач Геннадий Онищенко объявил, что половина обследованных Роспотребнадзором производителей биологически активных добавок (БАДов) не соответствует нормативным требованиям: нарушаются санитарные нормы, отсутствуют документы, подтверждающие безопасность сырья.

Затем подлил масла в огонь депутат Госдумы Антон Беляков: «Ежегодное безграмотное потребление БАДов приводит к миллионам несвоевременно поставленных диагнозов, десяткам тысяч летальных исходов». Депутат предложил запретить рекламу биодобавок везде, кроме специализированных фармацевтических СМИ и конференций. Соответствующий законопроект уже внесен в парламент. На днях начальник управления организации госконтроля медицинской продукции Росздравнадзора Валентина Косенко высказалась в том же духе. Мол, реклама БАДов в нынешнем виде незаконна и опасна для здоровья россиян.

Драконовские меры, которые собираются принять чиновники, вряд ли мгновенно помогут потребителям со­риен­тироваться в многообразии пилюль и эликсиров, а также защититься от мошенников и дезинформаторов. Этому весьма специфическому рынку требуется более тонкая настройка. Скорее всего, ужесточение оборота БАДов лишь ускорит структурную перестройку отрасли, которая станет еще более консолидированной. Крупные российские и западные производители уже наращивают свои рыночные доли, вытесняя более мелких игроков.
Размножение концентратов

В нашей стране биологические добавки появились в начале 1990−х. В то время из-за рубежа в Россию хлынул поток разнообразных препаратов, которые распространялись с помощью сетевого маркетинга. В продавцы БАДов шли все, кто хотел заработать и не стеснялся носить значок с надписью: «Хочешь похудеть? Спроси меня как!» Зачастую средства преподносились как волшебные таблетки и панацея едва ли не от всех болезней.

Позже прямые продажи БАДов запретили. Биодобавки выделили в отдельную категорию, независимую от лекарственных средств, обозвав их «концентратами биологических активных веществ, которые предназначены для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов». А после дефолта 1998 года отечественные БАДы окончательно вытеснили из аптечной сети зарубежные препараты.

В последние годы рынок биодобавок ежегодно рос на 40–45%. Ажиотажный спрос сформировался под воздействием агрессивной телевизионной рекламы. Производители потратили уйму денег на то, чтобы убедить потребителей в полезности БАДов. Зачастую добавки преподносились как альтернатива лекарственным средствам, акцентировалось внимание на их лечебных свойствах (что, по мнению специалистов, не соответствует действительности).

Долгое время активному продвижению препаратов никто не препятствовал. Фактически рынок БАДов находится вне режима административного регулирования. Нет внятных технологических стандартов (техрегламент по пищевым продуктам с главой о БАДах только разрабатывается). В отличие от лекарственных средств, безопасность и эффективность добавок необязательно подтверждать многолетними клиническими испытаниями. Не создано эффективной системы контроля за реализацией БАДов. Препараты подлежат госрегистрации, однако в дальнейшем за соблюдением производителями технологии производства и рецептуры никто жестко не следит.

Производители уверяют, что располагают внушительной научной базой по своим продуктам. Но большинство потребителей имеют весьма смутное представление о результатах исследований. Что уж говорить о рядовых покупателях, если даже медработники и фармацевты плохо осведомлены о БАДах.

Не удивительно, что в такой благопри­ятной среде производители биодобавок активно плодились и множились. Сегодня более 80% рынка БАДов занимают российские компании. По данным DSM Group, всего их около пятисот: они выпускают примерно 4,3 тыс. наименований препаратов. На долю крупнейших фирм приходится около 56%. Еще более 1 тыс. видов БАДов в Россию завозят западные компании, которых насчитывается около ста.
Аптека закрывается

Курс на ужесточение оборота БАДов, взятый федеральными властями, может ускорить естественные рыночные процессы. Конфигурация рынка БАДов уже стремительно меняется в пользу нескольких крупных российских компаний и иностранных игроков.

Узким местом большинства отечественных компаний, реализующих БАДы, является отсутствие мощной производственной базы, а также собственных сетей продаж. По оценкам некоммерческого партнерства производителей БАДов, отечественные компании реализуют через аптеки почти 70% биодобавок. Еще 15% — через индивидуальных распространителей, 8% — через офисы компаний, 7% — через спецмагазины, 1,5% — через спецотделы в универсамах.

Производители БАДов опасаются, что если реклама их продукции будет запрещена властями, то аптекари от нее откажутся, поскольку ликвидность товара окажется под вопросом. Это будет катастрофой: компании лишатся основного канала сбыта.

В последние годы аптекари активно брали БАДы на реализацию, поскольку торговая наценка (в отличие от лекарств) не регулировалась и доходила до 45%. Однако уже сейчас многие владельцы аптечных сетей стали осторожнее относиться к биодобавкам, опасаясь пристального внимания со стороны надзорных органов.

Для большинства отечественных компаний дальнейшее развитие событий по такому сценарию закончится разорением: они не смогут ни создать собственную розницу, ни войти в розничные сети, поскольку это слишком затратные мероприятия. Ситуация усугубляется еще и тем, что на рынке БАДов острый кризис продаж. За девять месяцев этого года объемы реализации снизились на 4% (в прошлом году за аналогичный период продажи, наоборот, выросли на 21%). Средние цены упали со 150–200 до 100 рублей за упаковку. Сократилось потребление препаратов верхнего и среднего ценового сегмента. Лишь в сентябре рынок несколько оживился, но, скорее всего, всплеск продаж объясняется сезонностью: осенью спрос на БАДы традиционно возрастает. «На рынке БАДов не было такого значительного падения, как во многих других секторах экономики. Однако по сравнению с теми же лекарственными средствами спрос на биодобавки упал существеннее. От них стали отказываться те потребители, для которых добавки к пище еще не стали продуктом первой необходимости», — комментирует гендиректор компании «Экомир» Сергей Лешков. А потребители, которые продолжают регулярно покупать БАДы, стали переходить на более мелкие упаковки.

В свою очередь, издержки компаний на рекламу, розницу и сырье остались прежними и даже возросли из-за эффекта девальвации (компоненты для изготовления БАДов преимущественно закупаются за рубежом). Некоторые предприятия вынуждены снижать объемы выпуска, сужать ассортимент или вовсе сворачивать бизнес.
Иностранцы наступают

На рыночные доли оступившихся игроков претендует несколько крупных отечественных производителей. В кризис они оказались менее уязвимыми, поскольку успели обзавестись собственными производственными линиями по выпуску растительных субстанций.

Например, собственный завод по экстракции лекарственных трав позволил крупнейшей российской компании «Эвалар» снизить закупки зарубежных субстанций примерно на 20%. «Экстракт овса раньше закупали в Швейцарии, сейчас производим его сами», — говорит директор московского представительства «Эвалара» Наталья Прокопьева. Производственная база позволяет компании гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, корректировать ассортимент в пользу более доступных продуктов, запускать в продажу новые препараты.

Кроме того, крупные производители делают первые шаги по развитию собственной розничной сети. Тот же «Эвалар» недавно открыл первую аптеку в центре Москвы. Эта компания имеет небольшую розничную сеть в Бийске. «Сегодня мы работаем не только с аптеками, но и с продуктовыми магазинами. Сейчас наша главная цель — поиск новых дистрибуторов, новых каналов сбыта», — рассказывает президент компании «Леовит» Татьяна Пилат.

Реальную конкуренцию отечественному крупняку могут составить иностранные производители, которые до сих пор были слабо представлены на российском рынке. Почти наверняка они свой шанс не упустят и воспользуются ситуацией, которая складывается не в пользу большинства отечественных компаний.

Иностранцев вряд ли смутит жесткий административный регламент. Например, в лекарственном сегменте, за которым весьма строго присматривают госорганы, импортеры контролируют около 80% рынка.

Западные компании располагают свободными финансовыми ресурсами, производственной, научной базой и технологиями продаж. Как правило, это крупные вертикально интегрированные холдинги, контролирующие весь производственный цикл, от выращивания растений до капсулирования.

Участники рынка констатируют: ассортимент импортных БАДов уже расширяется. И что любопытно, даже в дешевом сегменте, в котором традиционно сильны российские компании. «Россия может стать локомотивом роста нашей компании по БАДам», — не скрывает директор по корпоративным отношениям американской компании Amway Алексей Петренко. В прошлом году примерно 40% продаж Amway на мировом рынке обеспечили БАДы, за ними шли продажи косметики и бытовой химии. Amway уже открыла в разных регионах страны 15 розничных точек и не намерена останавливаться на достигнутом. Недавно у компании появился специализированный магазин в Архангельске.
Одной лишь рекламы недостаточно

Нет никаких сомнений в том, что за иностранными игроками, уже застолбившими нишу на российском рынке (среди них Amway, Ferrosan, Pharma-Med, Natur Produkt), потянутся и прочие биоакулы. Российский рынок высокодоходен (даже в кризис некоторые компании работают с рентабельностью, превышающей 20–25%), а его потенциал огромен.

Мировой рынок БАДов оценивается в 60 млрд долларов. Ежегодно в США реализуется БАДов примерно на 18 млрд долларов, тогда как в России объемы продаж пока не превышают 1,5 млрд долларов. Примерно 80% японцев употребляют пищевые добавки. Среднестатистическая американская семья ежегодно тратит на БАДы около 200 долларов, австралийская — 140 долларов. А в нашей стране БАДы употребляют лишь около 10–12% домохозяйств, которые тратят на пищевые добавки несопоставимо меньшие суммы — ежегодно не более 20 долларов.

Все указывает на то, что российскому рынку БАДов есть куда расти. Впрочем, представители крупных компаний признают: чтобы выйти на объемы потребления, сопоставимые с западными странами, уже недостаточно агрессивной рекламы, ободряющих надписей на упаковках с препаратами и пресловутого «сетевого маркетинга». Нужна еще и государственная пропаганда здорового образа жизни, а также система профилактики заболеваний, подкрепленная убедительными научными разработками и банком данных, доступным для широкого круга потребителей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments