В России рискует закрыться тысячи магазинов канцтоваров на фоне высокой конкуренции с маркетплейсами, у которых есть возможность не оплачивать в полной мере НДС и социальные взносы. Об этом Ассоциация канцелярского рынка предупредила в письме премьер-министра Михаила Мишустина, пишет «Коммерсант».
В тексте письма говорится, что маркетплейсы заменяют штатных сотрудников самозанятыми и сокращают налоговые поступления с помощью агентских договоров. Из-за этого у них есть преимущества перед офлайн-розницей.
В письме АКР приводят результаты Wildberries за 2023 г. Входящий денежный поток маркетплейса по агентским договорам составил 2,5 трлн руб., тогда как выручка была в пять раз меньше — 538 млрд руб., а себестоимость продаж — 179 млрд руб. Агентские договоры позволяют проводить мимо учета 90% фактической выручки.
Из-за этого, по ее данным, суммарно крупные маркетплейсы не доплачивают более 1 трлн руб. налогов в год.
В АКИТ в свою очередь напомнили, что маркетплейсы не выкупают товары у продавцов, а формируют доходы из услуг по рекламе, хранению товаров, их доставке и транспортировке. Эти деньги и становятся налоговой базой. А партнеры маркетплейсов декларируют и платят налоги самостоятельно.
Товары клиентам маркетплейсов выдают в пунктах выдачи заказов, которые берут на себя роль точек продаж, указывает в АКР. Офлайн-ритейлеры тоже привозят товары в магазин по заказам потребителей, но его стоимость учитывается в обороте.
Также маркетплейсы контролируют распорядок дня и загруженность самозанятых, что фактически делает их сотрудниками, чья стоимость труда снижается на 50% из-за отсутствия отчислений, подчеркивает АКР.
АКР отправила письмо в то время, когда власти обсуждают новые меры регулирования работы маркетплейсов. Свой законопроект представил Минпромторг, который хочет приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им нанимать самозанятых. Другой законопроект приготовили глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.