Разношерстный рынок аксессуаров для мобильных телефонов и ПК далеко не так прозрачен, как рынок сотового ритейла. Впрочем, продажа аксессуаров является такой же неотъемлемой частью ритейла, как и продажа телефонов, и обе ниши тесно связаны между собой. Передел российского ритейла не мог не затронуть компании, занятые поставками мобильных аксессуаров. Об особенностях этого бизнеса, о текущей ситуации на рынке рассказывает генеральный директор компании «МОСТ Северо-Запад» Евгений Орлов.

В вашем сегменте сложно выделить лидеров из-за того, что большинство компаний имеют нишевые специализации (bluetooth-гарнитуры, карты памяти, аккумуляторы, зарядные устройства и пр.) и аналитики затрудняются даже приблизительно определить объемы рынка.

В этом секторе, когда мы начинали в 2000 году, в Петербурге работало несколько десятков компаний. Сейчас поставщиков, которые бы предоставляли широкий ассортимент аксессуаров, а не замыкались бы на определенной специализации, практически не осталось. На сегодняшний день в Петербурге, помимо нас, есть еще, пожалуй, две-три фирмы, которые имеют контракты с крупными розничными сетями. Дело в том, что наличие ассортимента в нашем бизнесе очень важно, так как позволяет работать с разными дилерами в разных нишах розницы, вести гибкую сбытовую политику, реагировать на малейшие изменения спроса – это получается далеко не у всех. Кстати, все сказанное касается не только местного рынка, в Москве ситуация, мягко говоря, не лучше, чем у нас.

Кризис усугубил проблемы сотового ритейла, несколько крупных федеральных сетей закрылось. Розницу лихорадит до сих пор. Отражается ли это на поставщиках аксессуаров?

Проблемы, связанные в основном с несвоевременными выплатами по поставкам, у ряда федеральных сетей возникали и раньше. Впервые мы столкнулись с этим полтора-два года назад. Первой ласточкой был «Диксис», потом задержки перестали быть редкостью и у других ритейлеров. Впрочем, в то время все поставщики работали в некой эйфории: главное было заключить контракт с крупной сетью, а там разберемся… Сейчас, конечно, принципиально другая ситуация. Часть федеральных сетей просто рухнули («Беталинк», «Диксис», «Цифроград), остальные поменяли или меняют хозяев, а затяжная процедура реструктуризации никогда не способствовала налаживанию прочных связей с поставщиками. На самом деле, нездоровая ситуация с ритейлом бросалась в глаза и до кризиса. Бум в мобильной связи уже закончился и, тем не менее, у каждого выхода из метро размещалось с десяток салонов. Этот пузырь рано или поздно должен был лопнуть. Кстати, примечательно, что среди петербургских сетей («Телефорум», «Питерфон», «Видеофон») пока не оказалось ни одной из таких пирамид.

Ваша компания не рассматривает возможность поиска новых каналов сбыта?

Мы по-прежнему поддерживаем отношения со всеми работающими компаниями, так как рано или поздно все реорганизации все-таки завершатся, а рынок все расставит на свои места – и качество и количество. Думаю, что уже в течение ближайших шести месяцев можно будет сделать какие-то выводы. Скорее всего, все федеральные сети перейдут под контроль сотовых операторов.

Что касается альтернативных каналов сбыта, то я уверен, что сейчас свой шанс должны использовать те, кто до кризиса находился в так называемом втором эшелоне. Я говорю о владельцах небольших магазинчиков — у них может быть всего три-четыре точки или же собственный интернет-магазин. В общем, это не так и важно. Пока крупные игроки решают между собой, кто остается на плаву, а кто утонет, эти участники розничного рынка могли бы заявить о себе. Если до кризиса федеральные сети контролировали до 80% рынка, то сейчас у региональных компаний есть возможность взять реванш и отвоевать себе более значительную долю. Приведу простой пример: мой знакомый собрался приобрести дорогую имиджевую модель Nokia (все-таки не Mobiado), но, увы — ни в одном салоне связи найти ее не смог. В итоге, купил аппарат в интернет-магазине.

Большинство «федералов» сейчас не так тщательно следит за ассортиментом. Небольшим точкам тоже нужно перестраиваться, так как они привыкли ориентироваться на покупателей с минимальными запросами, которым требуется дискаунт. А сейчас к ним придет тот, кто недавно покупал в «Диксис» — это уже качественно другой спрос.

Какие перемены произошли в «Мост Северо-Запад» за последние полгода, каким образом сказался кризис на деятельность компании?

Во-первых, у нас активно заработали продажи тем самым не большим фирмам, о которых шла речь. Их число среди наших оптовых клиентов резко выросло. Помимо «оригинальных» аксессуаров (Nokia, Samsung, SonyEricsson, Motorola) увеличились продажи качественных аксессуаров, принадлежащих «независимым» производителям, таким как Craftmann (наша компания является эксклюзивным их поставщиком) и Plantronics.

Во-вторых, из-за того, что на рынке сейчас полноправно действуют разные игроки, мы вынуждены были дополнительно расширить ассортимент предлагаемых групп товаров. Многие поставщики аксессуаров реагируют на эту ситуацию иначе и делают ставку на «нишевость». Кто-то возит аксессуары только для «Евросети» и «Эльдорадо», кто-то — устанавливает свои стенды в магазинах продуктового ритейла («Карусель», «Лента» и пр.). Это приводит к потере разнообразия, когда все дивайсы принадлежат одному изготовителю.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar