Невзирая на значительную инфляцию на рынке бытовой техники и электроники в последнем квартале 2008 года, падение количества проданных единиц было таково, что продажи сократились и в денежном измерении. За исключением фото- и малой бытовой техники существенное падение в четвертом квартале состоялось во всех секторах по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако, на годовом уровне все секторы, за исключением офисного оборудования, зафиксировали рост продаж благодаря позитивной динамике в первых трех кварталах.

Динамика товарооборота рынка бытовой техники и электроники

Общий объем рынка бытовой техники и электроники, подпадающей под мониторинг GfK Temax Ukraine, в четвертом квартале 2008 года составил 9,79 миллиардов гривен, что на 19,0% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. За год GfK Temax Ukraine зафиксировал рост на 10,1% при общем объеме рынка в 37,9 миллиардов гривен.

В четвертом квартале наиболее убыточным можно назвать ИТ-сектор – падение продаж составило 30,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С падением приблизительно на 20% завершили квартал такие секторы как телекоммуникации, бытовая электроника, офисное оборудование и расходные материалы. Секторы фото, большой и малой бытовой техники показали менее чем десятипроцентное падение. Согласно годовым данным, ситуация менее драматична – все сектора, за исключением офисного оборудования и расходных материалов, зафиксировали рост. Чрезвычайный рост, 40,1%, продемонстрировал фото-сектор, приблизительно 15-процентный рост продаж продемонстрировали ИТ и бытовая техника, и меньше 10% — бытовая электроника и телеком.

Потребительский бум последних лет, в конечном итоге, достиг в 2008 году и рынка фотокамер, продажи на котором выросли на 40,1% по сравнению с 2007 годом. Несмотря на то, что падение в последнем квартале было самым низким по сравнению с остальными секторами (всего минус 0,7%), рынок фотокамер также понес убытки от кризиса и смог продемонстрировать рост за год лишь за счет позитивной динамики на протяжении первых трех кварталов.

ИТ: спрос на ноутбуки

В целом, рост продаж ноутбуков на 66,1% в 2008 году перевесил падение продаж мониторов и стационарных компьютеров (соответственно минус 11,2% и 11,3%), что нашло отображение в общем росте сектора на 12,5% по сравнению с 2007 годом. В последнем квартале рост продаж ноутбуков составил всего 0,3%. В секторе мониторов и стационарных компьютеров состоялось падение на 46,0% и 49,1% соответственно, что, в свою очередь, позволяет допустить, что тенденция замены мониторов и стационарных компьютеров ноутбуками будет иметь место и во времена кризиса.

Телекомуникации: мечты не сбываются

После стагнации сектора в 2007 году, из-за ситуации на рынке мобильных телефонов, телекоммуникационный сектор удивил многих на протяжении 2008 года, демонстрируя позитивные тенденции на рынках мобильных телефонов и смартфонив. Однако, падение продаж мобильных телефонов на 24,3% в четвертом квартале разрушило надежды на значительный рост продаж сектора в целом – лишь 6,7% к предыдущему году. Рынки факсов и стационарных телефонов также понесли потери в четвертом квартале.
Единственной товарной группой, продемонстрировавшей достаточно большой рост, являются смартфоны (плюс 30,8% и 106,6% соответственно в последней четверти и в целом за год).

Офисное оборудование: МФУ убивают остальные

Рынок офисного оборудования продемонстрировал самое большое падение по результатам 2008 года в сравнении с другими секторами. Это вызвано, во-первых, тенденцией замены принтеров и сканеров на многофункциональные устройства (МФУ), которая ведет к сокращению количеству проданных единиц; а во-вторых — влиянием экономического и финансового кризиса. За год продажи МФУ выросли на 8,2%, в то время как принтеры и сканеры упали на 16,8% и 22,9% соответственно. Последний квартал демонстрирует существенное падение для всех товарных групп, что отобразилось на общем падении сектора на 24,8%  по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Бытовая электроника: жидкокристаллические ТВ на помощь

В четвертом квартале 2008 году большинство товарных групп сектора показали существенное падение. Самый большой спад пришелся на группы кинескопних и плазменных телевизоров, ДВД, камкодеров и домашних аудиосистем. Жидкокристаллические телевизоры, портативные медиа-проигрыватели и карты памяти понесли меньшие потери – плюс 1,9%, 0,1% и минус 6,9% соответственно. Единственной группой,  зафиксировавшей значительный рост, является USB-память (32%). Пятипроцентный рост сектора за год в целом состоялся, прежде всего, за счет позитивной динамики продаж жидкокристаллических телевизоров за первые три квартала, и умеренного, по сравнению с другими, падения темпов роста в последней четверти – плюс 48,4% роста продаж жидкокристаллических телевизоров в 2008 году к предыдущему. USB-память и карты памяти также выросли существенно (70,3% и 46,5% соответственно). Другие основные группы сектора, такие как кинескопные телевизоры, ДВД, камкодеры и домашние аудиосистемы, продемоснтрировали существенное падение по результатам года.

Крупная бытовая техника: «встроенная техника» страдает меньше

В секторе крупной бытовой техники больше всего пострадали от кризиса товарные группы с высоким проникновением в домохозяйства (стиральные машины, холодильники, плиты и тому подобное). В то же время, группы с низким проникновением (вся встроенная техника) продемонстрировали относительно более высокий спрос. Падение на 9,9% процентов по сравнению с последним кварталом 2007 года, в основном, было вызвано падением ключевых товарных групп – стиральных машин и холодильников (15,0% и 12,3% соответственно). Однако, по результатам года все товарные группы зафиксировали рост благодаря позитивной динамике первых трех кварталов, что нашло свое отображении в росте сектора на 12,7%.

Мелкая бытовая техника: «дешевые» группы должны выжить

Несмотря на разнонаправленность трендов, общие показатели сектора зависят от двух основных групп – пылесосов и техники для приготовления еды. Негативный рост первых на 14,8% и вторых на 3,9% в четвертом квартале, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в значительной мере повлекл падение сектора на 2,8%. Однако, понеся небольшие убытки благодаря относительно дешевым продуктовым группам, малая бытовая техника продемонстрировала самое низкое падение по сравнению с другими секторами. Рост сектора по результатам года (плюс 15,2%) также предопределен динамикой продаж пылесосов и техники для приготовления еды, которые демонстрировали рост на протяжении первых трех кварталов и закончили год с ростом в 5,3% и 20,2% соответственно.

Стоит отметить, что, в отличие от остальных секторов, некоторые товарные группы малой бытовой техники с низким проникновением в домохозяйства и относительно низкой средней ценой, такие как устройства для приготовления горячих напитков, фены, плойки, машинки для стрижки, бритвы и эпилляторы, показали значительный рост по сравнению с предыдущим годом. В этих группах ожидается последующий рост, несмотря на экономический кризис.

2008: последний квартал заставляет молиться

После нескольких месяцев неопределенности с начала кризисных явлений, потребительские настроения и экономические ожидания значительно ухудшились в последние два месяца 2008 года, что нашло отображение в существенном снижении желания тратить и, в свою очередь, повлияло на объемы продаж.

Падение в последнем квартале на 19,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вместе с ухудшением макроэкономической и политически ситуации не оставляет сомнений относительно последующего развития ринка в 2009 году. Однако, то, как вышеупомянутые факторы повлияют на рынок бытовой техники и электроники, станет известно в будущем.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar