С начала года крупнейший онлайн-ретейлер одежды Wildberries получил более десятка исков от контрагентов на сумму свыше 80 млн руб. Во время кризиса ретейлер перешел на новую схему оплаты, но партнерам это не понравилось
Претензии поставщиков
С начала года один из крупнейших интернет-ретейлеров России Wildberries (ООО "Вайлдберриз") получил 13 исков от своих контрагентов на сумму свыше 82 млн руб., следует из судебных карточек арбитражных судов Москвы и Московской области. За предыдущие четыре года Wildberries выступал ответчиком в десяти разбирательствах, совокупная сумма претензий к компании за все это время была чуть больше 40 млн руб., следует из тех же судебных баз.
По данным картотеки Высшего арбитражного суда России (аккумулирует сведения о движении дел в российских арбитражах), иски к ООО "Вайлдберриз" касаются просрочки выплат за оказанные компании услуги (в частности — логистические и клининговые), а также претензий по поводу своевременности оплаты поставленных товаров.
С конца 2014 года Wildberries начала переходить с поставщиками на новую схему расчетов — оплата по факту реализации товара ретейлером, рассказали РБК собеседники в нескольких компаниях из числа тех, кто предъявил ретейлеру судебные претензии. Раньше компания работала, как правило, с отсрочкой платежа — в среднем она составляла около 90 дней, уточнил один из них. Начать взыскивать старые долги через суд поставщики решили в том числе из-за смены модели расчетов Wildberries с поставщиками, утверждают собеседники РБК.
По словам представителей нескольких фирм-поставщиков, внедрение новой схемы расчетов представители Wildberries объясняли тем, что хотят стать более гибкими и динамичными, а также тем, что ретейлер хочет без увеличения бюджета на закупку товара дать шанс русским дизайнерам.
Руководитель департамента экономики и финансов Wildberries Владимир Бакин утверждает, что оплата по факту реализации товара — дополнительная, а не единственная на данный момент модель взаиморасчетов ретейлера. Рост судебных претензий к компании он связывает не только с переходом на новую схему оплаты, но прежде всего с увеличением бизнеса компании и завершением действия договоров с рядом поставщиков.
Кто судится с Wildberries
Сразу два иска в 2015 году к Wildberries предъявила компания "Рост", следует из базы арбитражных судов. "Рост" занимается факторингом — финансирует поставки с отсрочкой платежа, покрытие кредитных рисков и управление дебиторской задолженностью. Компания через Арбитражный суд Московской области требует взыскать с Wildberries долг за оказанные услуги и неустойку. Предварительные заседания по обоим делам пройдут в начале августа.
"Почта России" подала иск к Wildberries в начале 2015 года, жалуясь на задолженность за услуги EMS (подразделение экспресс-доставки) за ноябрь 2014 года — май 2015 года. Почтовая служба требовала вернуть 220 тыс. руб. долга и 111 тыс. руб. пени. Суд постановил взыскать с Wildberries 205 тыс. руб. "Почта России" отказалась от комментариев.
С поставщиком одежды ООО "Боска" онлайн-ретейлер заключил мировое соглашение. Компания в суде требовала от Wildberries возврата 8,5 млн руб. задолженности и 393 тыс. руб. пени за период с декабря 2014 года по февраль 2015-го. В итоге стороны признали задолженность в 8,9 млн руб. Мировым соглашением также закончилось разбирательство Wildberries с поставщиком ООО "Рилайн" (требовал погасить 2,9 млн руб. долга) и с грузоперевозчиком ООО "Славянский вектор", предъявлявшим претензии в размере 186 тыс. руб. за услуги по договору от 2011 года.
ООО "Азария", владелец магазина детских товаров dummi-shoes.ru, "помирился" с Wildberries после погашения долга в 3,5 млн руб. от 2012 года. Компания ООО "Ларатекс" от своих исковых требований — погашения долга в размере 11 млн руб. и 647 тыс. пени — отказалась. Представитель компании не ответил на запрос РБК.
Также через суд взыскать долги с Wildberries пыталась компания "Платформа чистоты". По договору с Wildberries от 2013 года химчистка должна была стирать и чистить товар, а ретейлер заплатить ей за услуги через 5 дней после подписания акта о выполнении работ. "Платформа чистоты" пыталась взыскать долг в размере 930 тыс. руб. и неустойку в размере 507 тыс. руб., но в суде не удалось доказать факт оказания услуг в указанный период. Иск был удовлетворен лишь частично — с Wildberries взыскали около 220 тыс. руб пени.
Два иска к компании в марте подал индивидуальный предприниматель Роман Птицын, поставлявший Wildberries обувь марок Greyder и Friendly. В одном иске он просил погасить задолженность в 12,3 млн руб., в другом — 758 тыс. руб. процентов "за пользование чужими денежными средствами". Птицын жаловался на неуплату по договору от 2013 года и утверждал, что поставил ответчику товар, но в предусмотренный договором от 26 марта 2013 года срок (90 дней), Wildberries не заплатила.
В ответ Wildberries подали иск против Птицына: компания требовала, чтобы тот вывез нереализованный товар на сумму 11,9 млн руб. и зачел его в счет задолженности. Во встречном иске компании отказали. Поставщик выиграл дело: Арбитражный суд Москвы решил, что компания должна заплатить даже больше, чем он требовал, — 13,3 млн руб.
Ретейлер… Кто это такой? Большое спасибо за статью, но, я считаю, было бы лучше, если вы писали по-русски.